О СЛУЖБЕ
Основные задачи деятельности службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) заключаются в осуществлении:
- регионального государственного строительного надзора;
- государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости;
- регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома;
- регионального государственного жилищного надзора;
- лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
- лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надзор осуществляют специалисты трех отделов по направлению строительного надзора, четырех отделов по направлению жилищного надзора и лицензионного контроля, отдела надзора за долевым строительством и пяти подразделений на территории Красноярского края в городах Ачинск, Канск, Минусинск, Лесосибирск, Норильск.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР
Региональный государственный строительный надзор осуществляют специалисты трех отделов: отдел надзора за строительством объектов первой территориальной зоны, отдел надзора за строительством объектов второй территориальной зоны, отдел надзора за строительством объектов третьей территориальной зоны. Кроме того, в рамках государственного строительного надзора функционирует отдел технической политики и нормирования. Задачей отдела является разработка и совершенствование методов и процедур осуществления надзорной деятельности службы, их типизация и унификация с учетом передовых практик и современных технических и технологических возможностей, разработка мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
За 2022 год под надзором Службы находился 801 объект капитального строительства, из них: 684 объекта нового строительства, 117 объектов реконструкции.
По назначению объекты распределились следующим образом:
жилые дома | 318 |
объекты образования, науки, и дошкольные учреждения | 38 |
объекты здравоохранения | 14 |
дороги и объекты автодорожного назначения | 52 |
объекты производственного назначения | 96 |
прочие объекты (объекты физической культуры и спорта, социально-культурного назначения, магазины, офисы, АЗС, водозаборные сооружения, гидротехнические сооружения, железнодорожные тупики, сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения, линии электропередач, очистные сооружения и т.д.) | 283 |
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, в части осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края за 2022 год проведено 1326 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами и 25 мероприятий без взаимодействия в виде выездного обследования. Зафиксировано 3525 нарушений, 83% из них относятся к нарушениям требований проектной документации, отсутствию документов на виды работ и строительные материалы.
Принятое Правительством РФ постановление от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) существенно ограничило с 10 марта 2022 года возможность государственного органа воздействовать на контролируемых лиц в административном порядке. В соответствии с п. 7(1) Постановления № 336 предписание выдается только в случае выявления нарушений обязательных требований, которые влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
До момента принятия Постановления № 336 по результатам контрольных (надзорных) мероприятий за нарушения проектной документации выдано 132 предписания, составлено 45 административных протоколов. С 10 марта по 31 декабря 2022 года Службой выдано 9 предписаний, по результатам выявленных нарушений создающих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а также возбуждено 32 административных дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ в части осуществления государственного строительного надзора по объектам капитального строительства, проектная документация которых не подлежит экспертизе, в 2022 году в отношении застройщиков – физических и юридических лиц, проведено 32 мероприятия без взаимодействия в виде выездного обследования, по результатам которых выявлен 1 объект самовольного строительства в г. Боготоле Красноярского края. В адрес органа местного самоуправления направлено уведомление о выявленном факте самовольного строительства.
Службой принято участие в 47 проверках, проводимых органами прокуратуры районов г. Красноярска и Красноярского края, ГУ МВД России по Красноярскому краю, подразделениями ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия с последующим предоставлением пояснений специалистов.
Кроме того, в отношении органов местного самоуправления составлено 17 административных протоколов по ст. 19.7 КоАП РФ за несвоевременное предоставление в Службу сведений (информации), необходимых для осуществления законной деятельности.
Следует отметить, что в 2022 году на территории Красноярского края под руководством министерства строительства Красноярского края и КГКУ «УКС» в сжатые сроки застройщики активно приступили к возведению 114 жилых одноквартирных домов для граждан пострадавших от пожаров на территориях Березовского, Ачинского, Большемуртинского, Казачинского, Уярского, Дзержинского, Ирбейского, Канского, Рыбинского, Назаровского районов, а также в Шарыповском муниципальном округе и д. Песчанка в непосредственной близости от г. Красноярска. Служба по поручению Правительства Красноярского края осуществляла мониторинг за строительством данных жилых домов, по результатам выездов, информация направлялась в адрес министерства строительства Красноярского края и КГКУ «УКС».
Службой на ежеквартальной основе осуществляется мониторинг строительной готовности объектов многоэтажного домостроения на территории Красноярского края с последующим составлением актов строительной готовности. По объектам, приостановившим строительство (внесенных в Единый реестр проблемных объектов (далее - ЕРПО)), мониторинг осуществляется ежемесячно. Так, по итогам 2022 года инспекторами Службы составлено 1329 актов строительной готовности с указанием степени фактической готовности объекта.
За ходом строительства объектов, числящихся в ЕРПО, установлен постоянный контроль. На официальном сайте Службы на интерактивной карте реализовано размещение информации об объектах, о проведенных Службой контрольных (надзорных) мероприятий, выявленных нарушениях, в том числе об изменении строительной готовности по каждому многоквартирному дому, в отношении которого Службой осуществляется региональный государственный строительный надзор.
За 2022 год Службой выдано 218 заключений о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также принято 123 решения об отказе в выдаче таких заключений.
Значительная доля отказов в выдаче заключения связана с изменением порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора. Так в соответствии с Общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2021 № 2161 (далее – Общие требования), после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органами регионального государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - заключение о соответствии), либо об отказе в выдаче заключения о соответствии (пункт 49 Общих требований).
Кроме того, в отчетном периоде завершены строительством 90 многоквартирных жилых домов и их этапов, 15 объектов образовательных учреждений, 10 объектов производственного назначения, 6 объектов здравоохранения, 4 объекта физической культуры и спорта, 3 общежития для сотрудников компании нефтегазового комплекса на севере Красноярского края и иные объекты.
Введены в эксплуатацию 8 многоквартирных жилых дома, построенных в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы» нацпроекта «Жильё и городская среда» в г. Красноярске по ул. Партизана Железняка, д. 63 (застройщик ООО СЗ «Иннокентьевский 4»), г. Дивногорске по ул. Патриса Лумумбы, д. 7 (застройщик ООО «Оптторг»), г. Ачинске в мкр. Юго-Восточный район, д. 47 (застройщик МКУ «УКС»), г. Боготоле по ул. Ефремова, д. 9 (застройщик ООО «СТРОЙКРАССТАНДАРТ»), г. Уяре по ул. Луначарского, д. 35а (застройщик ООО «УСК»), п. Рассвет Бирилюсского района по ул. Трудовая, д. 2а (застройщик ООО «КРАССТРОЙКОМПЛЕКС») и ул. Комсомольская, д. 11 (застройщик ООО «СТРОЙКРАССТАНДАРТ»), пгт. Шушенское Шушенского района в 4 микрорайоне, д. 11 (застройщик ООО «Азимут»), а также 2 многоквартирных жилых дома для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в рамках региональной государственной программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан» в г. Красноярске по ул. Светлова, д. 44 (застройщик ООО «СЗ «Нанжуль 7») и пр-кт Машиностроителей, д. 35. (застройщик ООО СЗ «Сибирьстрой»).
Завершены строительством 24 объекта автодорожных сооружений и дорог в Богучанском, Енисейском, Емельяновском районах Красноярского края, г. Норильске, г. Красноярске, г. Лесосибирске, г. Ачинске, г. Канске и др.
Построены ряд социально значимых объектов, таких как «Общеобразовательная школа в жилом районе «Бугач»» в г. Красноярске – одна из самых крупных за Уралом школ на 1550 учащихся с программами 3-х ступеней образования, «Общеобразовательная школа на 700 мест и инженерное обеспечение. Иланский район г. Иланский», «Средняя общеобразовательная школа на 550 учащихся в г. Боготоле», «Школа на 80 учащихся с дошкольными группами на 35 мест в с. Самойловка Абанского района», «Общеобразовательная школа на 100 учащихся в с. Зотино, Туруханского района Красноярского края», «Школа на 115 учащихся в с. Мокрушинское Казачинского района», «Общеобразовательный центр на 50 учащихся с дошкольными группами на 30 мест в с. Тертеж Манского района», «Детский сад на 270 мест в Курагинском районе», «Детский сад на 190 мест в с. Дзержинское Дзержинского района», «Детский сад по ул. Академгородок» в г. Красноярске, «Физкультурно-спортивный комплекс с бассейном в г. Кодинск» Кежемского района, «Спортивный комплекс в с. Солгон в Ужурском районе Красноярского края», «База социально-бытового обустройства Олимпиадинского месторождения (Культурно-спортивный комплекс ОГОК). Корректировка» в Северо-Енисейском районе Красноярского края, «Плавательный бассейн в г. Минусинске», «Оздоровительный лагерь. 2 этап строительства. Досуговый корпус с теннисным клубом» и «Жилой корпус на 100 мест. Красноярский дом-интернат №2 для ветеранов войны и труда» в г. Красноярске, «Досуговый центр на 100 мест, расположенный в п. Камарчага, Манского района, Красноярского края», «Столовая на 100 посадочных мест Шарыповского психоневрологического интерната д. Гляден», «Храмовый комплекс Русской Православной Церкви вместимостью 500 прихожан, расположенный по адресу: Красноярский край, город Норильск, район Талнах, улица Бауманская, 7», «Поликлиника по адресу: г. Красноярск, ул. Пограничников, д. 40», «Поликлиника в мкр. «Покровский» г. Красноярска» - самая большая поликлиника в регионе, рассчитанная на 900 посещений в смену.
Также проведена реконструкция следующих общественно-значимых объектов: «Реконструкция нежилого здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Л. Толстого, 15 для размещения детской художественной школы», «Устранение аварийного состояния здания КГБОУ «Шарыповская школа»», «Нежилое здание школы» Енисейского района, в г. Красноярске «Реконструкция здания на Затонской 5г КГБУЗ «Красноярской межрайонной поликлиники №1», «Реконструкция поликлиники №4 по ул. Ломоносова, 47 стр. 7 КГБУЗ «КМДКБ №1»», «Реконструкция и расширение Красноярского краевого онкологического диспансера в г. Красноярске» и «Реконструкция средней общеобразовательной школы №36».
Помимо этого, завершена реконструкция трех объектов культурного наследия: «Объект культурного наследия регионального значения: «Усадьба, 1910-е гг.: дом врача Гланца, в котором в апреле 1920 г. размещалась народная консерватория- первое музыкальное заведение г. Красноярска (дерево), ворота (дерево)» (г. Красноярск, ул. Горького, 11), «Флигель Королёвой Н.М. (кирпич, дерево), 1904-г.) (г. Красноярск, ул. Горького, 11а), Усадьба С.В. Телегина (дерево): флигель» 1910-е гг. (г. Красноярск, ул. Горького, 13 Лит. А), «Усадьба С.В. Телегина (дерево): дом жилой», 1910-е гг.(г. Красноярск, ул. Горького, 15 Лит. А), «Усадьба Некрасова Г.Н. (дерево), нач. XX в.: дом жилой, ворота» (г. Красноярск, ул. Горького, д. 17)», «Объект культурного наследия регионального значения: «Речной вокзал», 1950-е гг. (г. Красноярск, ул. Дубровинского, 1)», «1 этап: реставрация с приспособлением для современного использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором в октябре 1905 года Красноярская организация РСДРП и Совет рабочих и солдатских депутатов проводили общегородские митинги» Красноярский драматический театр имени А.С. Пушкина по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 73. Блок №2».
Особое внимание Службы уделяется надзору за строительством объектов нефтегазового комплекса на северной и восточной территориях Красноярского края. В 2022 году выданы заключения органа государственного строительного надзора по 2 объектам застройщика АО «Транснефть-Западная Сибирь», 1 объекту - ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз», 1 объекту - АО «Сузун», 1 объекту - АО «Красноярсккрайгаз». Продолжается осуществление надзора по 24 объектам АО «СУЗУН», 15 объектам ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз», 11 объектам АО «Ванкорнефть», 6 объектам ООО «Тагульское», 5 объектам ООО «РН-Ванкор», 2 объектам АО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания», 2 объектам ООО «Нефтеком», 1 объекту АО «Самотлорнефтегаз» и 1 объекту АО «Норильсктрансгаз».
Ключевым показателем результативности и эффективности регионального государственного строительного надзора является обеспечение безопасности объекта капитального строительства. Фактическое значение показателя за 2022 год составило 100%, что свидетельствует о высоком уровне эффективности осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края.
По данным Красноярскстата за 2022 год введено 1 396 457 м2 жилья, из них многоквартирных домов – 855 113 м2 и индивидуальное строительство (ИЖС и садовые дома) – 541 344 м2. Отмечается положительная динамика (103,8%) увеличения ввода объектов жилищного строительства в эксплуатацию на территории края по сравнению с уровнем 2021 года.
В 2022 году Минстрой России в целях апробации построения цифровой вертикали в работе органов государственного строительного надзора инициировал реализацию проекта на территории Красноярского края для последующего распространения лучших практик по всей территории Российской Федерации. Разработан план мероприятий по созданию цифровой вертикали строительной отрасли. Цифровая вертикаль предполагает электронное взаимодействие органа государственного строительного надзора с застройщиком и подрядной организацией в процессе строительства объекта, ведение общего журнала работ в электронном виде, а также внедрение технологий информационного моделирования для того, чтобы все этапы и процессы строительства были взаимосвязаны.
Апробация данной модели осуществляется на примере строительства четырех домов, реализуемых в рамках комплексного плана социально-экономического развития Норильска до 2035 года (реновация жилищного фонда). За отчетный период в адрес Службы поступили извещения о начале строительства 2-х многоквартирных жилых домов на территории г. Норильска: «Жилой дом по проекту: «Строительство 9-ти этажного жилого дома (на существующем ростверке) по адресу: г. Норильск, район Центральный, ул. 50 лет Октября, д. 2Б»» и «Жилой дом по проекту: «Строительство 9-ти этажного жилого дома (на существующем ростверке) по адресу: г. Норильск, район Центральный, ул. 50 лет Октября, д. 2В»». Данные жилые дома станут первыми, реализуемыми в Арктической зоне проектами в рамках реновации жилищного фонда г. Норильска.
При осуществлении регионального государственного строительного надзора пристальное внимание уделялось при работе с застройщиками, подрядными, проектным и экспертным организациям по вопросам повышения качества возводимых объектов капитального строительства на территории Красноярского края.
В рамках поручений краевой межведомственной комиссии по вопросам долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Красноярского края (далее - МВК) и межведомственной рабочей группы по борьбе с нарушениями законодательства в сфере долевого строительства, созданной при прокуратуре Красноярского края, проведено 18 рабочих совещаний с выездом на строительные площадки жилых домов №11, №12, №13 в мкрн. Преображенский и №1 по ул. Шахтеров (II-й и III-й этапы строительства) в г. Красноярске с представителями застройщиков ООО «Монолитхолдинг», ООО «Свой дом» и подрядной организации ООО «Монолитстрой» с целью мониторинга строительства объектов и обсуждения проблемных вопросов, ведущих к отставанию темпов строительства домов от графиков производства работ, и путей их решения.
В течение года проведены 8 рабочих совещаний с представителями КГКУ «УКС», МКУ г. Красноярска «УКС» и подрядными организациями (в том числе в режиме ВКС) в отношении бюджетных объектов, возводимых на территории г. Красноярска и Красноярского края, по вопросам степени готовности объектов и сроков завершения их строительства в 2022 году. По результатам проведенных мероприятий совместно проработаны проблемные вопросы в части устранения существующих нарушений обязательных требований, выявленных Службой, а также скорректированы даты проведения итоговых проверок по объектам разной степени готовности.
В марте 2022 года на специализированной выставке «Строительство и архитектура» проводимой в рамках X Архитектурно-строительного форума Сибири Службой организована консультационная площадка, в рамках которой даны ответы гражданам и представителям юридических лиц на интересующие их вопросы в сфере строительства и эксплуатации многоквартирных домов.
В апреле Служба приняла участие в круглом столе представителей Правительства Красноярского края, администрации г. Красноярска, крупных строительных компаний, банков, поставщиков строительных материалов и агентств недвижимости на тему: «Строительство в Красноярском крае», проводимом в пресс-центре редакции «Городские новости». Обсуждалась текущая ситуация на строительном рынке, планируемые темпы строительства в Красноярском крае, а также основные существующие и потенциальные проблемы строительного комплекса и пути их решения.
Кроме того, во втором квартале Служба участвовала в выездном рабочем совещании по вопросам завершения строительства общеобразовательной школы на 700 мест в г. Иланский Красноярского края. В мероприятии также приняли участие представители Правительства Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Администрации Иланского района, краевой государственной экспертизы и подрядной организации ООО УСК «Сибиряк». В ходе совещания комиссией заслушаны проблемные вопросы и предложения по их решению, направленные на завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию к началу нового учебного года.
Необходимо также отметить, что в сентябре Служба приняла участие в Межрегиональном совещании по вопросам развития строительной отрасли в субъектах Российской Федерации, а также в пленарной дискуссии «Цифровизация и проектирование: основные тенденции», проводимых в рамках Сибирского строительного форума 2022 в г. Новосибирске при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
На повестку встреч вынесены актуальные вопросы совершенствования нормативного правового обеспечения и импортозамещения строительных материалов, внедрения технологий информационного моделирования на примере реальных кейсов субъектов, в том числе представлен опыт внедрения цифровых сервисов и трансформации бизнес-процессов проектировщиков, государственных заказчиков, застройщиков, девелоперов.
НАДЗОР ЗА ДОЛЕВЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ
Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществлялся Службой в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 10.12.2021 № 863-п с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением № 336 в отношении 70 застройщиков, осуществляющих строительство 129 многоквартирных домов, общей жилой площадью 1757 тыс. м2. Помимо объектов жилого назначения, под надзором Службы была деятельность застройщиков по привлечению денежных средств участников долевого строительства в отношении 5-ти объектов нежилого назначения.
В 2022 году до вступления в силу положений Постановления № 336 в отношении застройщиков было проведено 20 внеплановых проверок, выдано 22 предписания.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий возбуждено 129 административных дел, из них по ст.20.25 КоАП – 81 дело.
В связи с введением ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий основные усилия были направлены на проведение мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами. Так в отчетном периоде проведено 419 мероприятий без взаимодействия, выявлено 499 нарушений и 278 признаков нарушений, по которым выдано, как уже ранее сказано 96 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве, что составило 310 % к уровню прошлого года. Зафиксированные выявленные нарушения ежемесячно направлялись в прокуратуру Красноярского края для принятия мер прокурорского реагирования.
Уменьшение количества контрольных (надзорных) мероприятий не повлекло снижения контроля за застройщиками в связи с тем, что деятельность каждого застройщика в рамках проводимых мероприятий без взаимодействия одновременно анализировалась на предмет соблюдения всех требований, предъявляемых действующим законодательством к деятельности застройщиков по привлечению денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Наряду с этим, Службой исходя из сведений проектных деклараций, размещенных застройщиками в Единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС), ежемесячно обеспечивался финансовый мониторинг деятельности всех застройщиков, осуществляющих жилищное строительство на территории края с привлечением средств участников долевого строительства.
До вступления в силу постановления Правительства РФ от 26.03.2022 № 479 «Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве», которым был внесен запрет на обращение о приостановлении деятельности, в соответствии с частью 15 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Службой в отношении 4-х застройщиков были поданы заявления в Арбитражный суд Красноярского края о приостановлении деятельности застройщиков по привлечению денежных средств участников долевого строительства, из них 2 заявления в отношении застройщиков ООО «Дивные горы», ООО «СТС» - удовлетворены, по заявлению в отношении Красноярского краевого фонда жилищного строительства о приостановлении деятельности по привлечению денежных средств участков долевого строительства - в удовлетворении отказано, по заявлению в отношении застройщика ООО «Наш дом» - решение о приостановлении деятельности обжаловано.
Для рассмотрения в Службу от органов прокуратуры поступило 18 постановлений о возбуждении административных дел, в том числе составленных по документам Службы, по составам правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 14.28, 13.19.3 КоАП РФ.
В 2022 году МВК было проведено 6 совещаний, в том числе с выездом на строительные площадки проблемных объектов. МВК контролировалась достройка 20 многоквартирных домов, условно отнесенных к группе риска (потенциально проблемные объекты). Службой в отношении этой группы домов был обеспечен системный анализ изменения строительной готовности объектов, с составлением аналитических справок, ежемесячного укрупненного расчета и направлением графиков исполнения мероприятий в ППК «Фонд развития территорий» (далее – ФРТ).
По итогам года в установленном порядке было введено в эксплуатацию 16 домов. На конец 2022 года в этой группе риска значится 4 дома, достройка которых осуществляется под контролем МВК, из них завершение строительства 2-х домов (ж/д № 5 в ЖК «Преображенский» и ж/д в п. Березовка застройщика ООО «Наш дом») запланировано в 1 квартале 2023 года, строительство еще 2 домов (ж/д № 11 в ЖК «Преображенский» и 3-й этап ЖК «Сэлфорт» застройщика ООО «Свой дом») запланировано завершить в 4 квартале 2023 года.
Наряду с 20-ю потенциально проблемными объектами на контроле МВК и Службы в 2022 году находились мероприятия по удовлетворению требований участников долевого строительства по 89 домам, включенным в ЕРПО. В отношении этих объектов Службой совместно с министерством строительства Красноярского края, а также Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства Красноярского края ежеквартально по установленной форме с размещением в ЕИСЖС, разрабатывался план-график («дорожная карта») по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, расположенных на территории Красноярского края, включенных в ЕРПО. В целях актуализации сведений, размещаемых в плане-графике, Службой подготовлено 393 запроса в Управление Росреестра по Красноярскому краю о количестве требований участников долевого строительства, и проанализирована полученная информация.
Специалисты Службы приняли участие в 273 заседаниях Арбитражного суда Красноярского края в качестве участников по рассмотрению дел о признании застройщиков-банкротами.
За отчетный год в ЕРПО было включено 4 МКД:
- 2 дома ЖК «Преображенский» (№ 12, № 13);
- 1 дом, расположенный в г. Сосновоборске (застройщика ООО УК «Времена года»);
- 1 дом в п. Малиновка Ачинского района (застройщика ООО «Малахит»).
При этом по сформированным заявкам Службы, с приложением необходимого пакета документов, подтверждающих наличие оснований, было исключено 13 объектов, из них:
- 3 дома, общей площадью 7,789 тыс. м2, в связи с завершением строительства (корпус 3 по ул. Ленинградская - застройщик ТСЖ «Ленинградец»; 1 дом в пгт. Емельяново - застройщик ООО «СТС»; 1 дом в п. Солонцы - застройщик ООО «Новалэнд»). Достройка этих объектов осуществлялась под контролем МВК и межведомственной рабочей группы по борьбе с нарушениями законодательства, в сфере долевого строительства, созданной при прокуратуре Красноярского края;
- 10 домов вследствие отсутствия физических лиц, имеющих требования на жилые помещения (при содействии Службы и органов прокуратуры застройщиками были приняты меры по расторжению договоров долевого участия либо изначально договора долевого участия с физическими лицами отсутствовали).
Таким образом, по состоянию на 29.12.2022 года в ЕРПО числилось 89 МКД, на строительство которых 23-мя застройщиками привлекались денежные средства участников долевого строительства, но обязательства застройщиками не исполнены. Общая жилая площадь объектов, включенных в ЕРПО, составляла 563 тыс. м2, включая 17 МКД, по которым ФРТ были вынесены решения о софинансировании достройки, и 33-х домов, по которым приняты решения о выплатах возмещения участникам долевого строительства.
Но 30.12.2022 из 89 объектов ЕРПО по сформированным заявкам Службы было исключено еще 30 домов в связи с вступлением в силу изменений, предусматривающих дополнительное основание для исключения объектов из ЕРПО - получение первым участникам долевого строительства назначенной выплаты возмещения по объекту, в отношении которого ФРТ принято решение о выплатах возмещения.
В результате, на конец 2022 года в ЕРПО числится 59 объектов, общей жилой площадью 336 тыс. м2. Удовлетворение неисполненных требований 4582 граждан в отношении этих объектов запланировано реализовать до конца 2023 года.
Следует отметить, что в мае Служба приняла участие в круглом столе, проведенном на площадке пресс-центра «Комсомольская правда», совместно с представителями администрации г. Красноярска и строительного бизнеса. Основное темой обсуждения стали понятия - «комфортное жилье» и «комфортная среда» в многоквартирных домах. В ходе обсуждения Службой отмечена важность соблюдения застройщиками качества передаваемых жилых помещений согласно условиям договора долевого участия, а также специальному порядку передачи объектов, установленному постановлением Правительства РФ от 23.03.2022 № 422 «Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства».
В июне по приглашению профессионального объединения Красноярского края Союза «Красноярский союз риелторов» на риелторском форуме, посвященном «Перспективам развития рынка недвижимости в новых реалиях», Служба выступила с докладом на тему: «Планы и перспективы долевого строительства в Красноярске на 2022-2023гг.». В процессе дискуссий также были затронуты темы: «Аналитика рынка недвижимости», «Малоэтажное строительство», «Поддержка государства строительной отрасли». Форум собрал на своей площадке более 150 профессиональных участников рынка недвижимости.
В июле Служба приняла участие в Общероссийском совещании (семинаре) по вопросам восстановления прав граждан – участников долевого строительства проводимом в г. Ставрополе. Мероприятие посетили более 100 человек из 52 субъектов России.
В рамках семинара обсудили особенности восстановления прав граждан с применением механизмов Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»», лучшие практики регионов, связанные с удовлетворением требований участников долевого строительства, которые пострадали от действия (бездействия) застройщиков, а также обменялись мнениями по применению новых требований законодательства, регулирующих сферу защиты прав участников долевого строительства.