Сущность государственного строительного надзора заключается, прежде всего, в возложении ответственности на государство в лице конкретного органа исполнительной власти за качество готового строительного продукта (здания, строения, сооружения) и его соответствие действующим нормам. И на сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что объекты строительства, по которым выдано положительное заключение органа государственного строительного надзора, безопасны для эксплуатации.
Но что стоит между первым кубом бетона на объекте и последней подписью на приказе об утверждении заключения службы? Какой объем работы должен провести инспекторский состав, прежде чем утверждать, что объект полностью соответствует проекту? Каков уровень ответственности должностного лица, подтверждающего полноту и качество выполненных работ? Ведь, исходя из практики надзорной деятельности, инспектор может проверить объект не больше 15 – 20 раз за весь цикл строительства. Как при этом можно гарантировать качество выполняемых работ, в случае если исполнительная документация не ведется, а паспорта, сертификаты и протоколы лабораторных испытаний применяемых материалов отсутствуют, а такие случаи не редки?
Чтобы в таких случаях принимать юридически и технически правильное и эффективное решение, государственному инспектору требуется заключение независимой экспертной организации по конструкциям, выполненным с нарушением проектной и нормативной документации.
Поскольку в соответствии с Приказом Минрегиона от 30.12.2009 №624 работы по обследованию зданий и сооружений относятся к категории работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, обследование должно выполняться исключительно лицами, имеющими соответствующее свидетельство о допуске к такому виду работ.
Необходимость в проведении обследовательских работ, их объем, состав и характер зависят от поставленных конкретных задач.
Основанием для обследования могут быть следующие причины:
наличие дефектов, которые могут снизить прочностные характеристики конструкций и ухудшить эксплуатационное состояние здания;
увеличение эксплуатационных нагрузок и воздействий на конструкции при реконструкции здания;
реконструкция зданий даже в случаях, не сопровождающихся увеличением нагрузок;
выявление отступлений от проекта, снижающих несущую способность и эксплуатационные качества конструкций;
отсутствие проектно-технической и исполнительной документации;
изменение функционального назначения зданий и сооружений;
возобновление прерванного строительства зданий и сооружений при отсутствии консервации или по истечении трех лет после прекращения строительства при выполнении консервации;
деформации грунтовых оснований;
необходимость контроля и оценки состояния конструкций зданий, расположенных вблизи от вновь строящихся сооружений;
необходимость оценки состояния строительных конструкций, подвергшихся воздействию пожара, стихийных бедствий природного характера или техногенных аварий;
необходимость определения пригодности производственных и общественных зданий для нормальной эксплуатации, а также жилых зданий для проживания в них.
Рассмотрим боле предметно основные ситуации, где в рамках осуществления государственного строительного надзора требуется проведение обследования объектов капитального строительства.
Наиболее популярным случаем является ситуация, когда в процессе строительства застройщиком или производителем работ принимается решение об отступлении от утвержденной (прошедшей экспертизу) проектной документации при возведении конструкций, влияющих на характеристики надежности и безопасности. Также не редки случаи нарушения технологии производства работ, результатом которых является брак строительного продукта. В таких обстоятельствах государственный инспектор обязан выдать предписание о необходимости проведения обследования элементов здания с выявленными недостатками.
Основным аргументом, свидетельствующим о качестве выполняемых при строительстве (реконструкции) работ, являются документы, подтверждающие факт осуществления строительного контроля на объектах. Такими документами, безусловно, являются акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные схемы, акты приемки и освидетельствования ответственных конструкций и другая исполнительная документация. Нередки случаи, когда исполнительная документация в ходе строительства объектов не ведется, либо оформлена с грубыми нарушениями. В этом случае надежность и безопасность объекта или его отдельных конструкций также может быть подтверждена только обследованием с выдачей технического заключения.
Основными нормативными документами, которым руководствуются специалисты-обследователи, являются СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» и ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Обследование несущих конструкций может осуществляться двумя способами:
визуально;
с применением измерительных инструментов и оборудования в случаях, когда при визуальном осмотре нельзя дать однозначную оценку надежности конструкций.
По итогам работы эксперт готовит заключение о несущей способности той или иной конструкции (работоспособное, ограниченно работоспособное, аварийное), а также, в случае необходимости, рекомендации по усилению.
Результатом совместной работы государственного инспектора, эксперта-обследователя и застройщика в конечном итоге будет являться завершенный строительством объект, отвечающий всем современным требованиям конструктивной надежности и безопасности.
Комментарии