Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обобщение судебной практики по административным делам за 4 квартал 2021

Создано: 03 Февраля 2022 Обновлено: 03 Февраля 2022

МКД является единым объектом недвижимости и потребленный в нем объем коммунального ресурса должен быть распределен между всеми помещениями в нем (жилыми и нежилыми) с учетом общей площади всего многоквартирного дома и с учетом показаний всех приборов учета, установленных на единой инженерной сети дома (А33-12307/2021, А33-24008/2021).

В ходе проведения проверки Службой установлено, что в многоквартирном доме № 183А по ул. Калинина в г. Красноярске (далее – МКД) установлены: узел учета тепловой энергии, включающий в себя тепловычислитель ВКТ-7 № 81111, учитывающий объем потребления тепловой энергии жилыми помещениями (акт от 23.11.2017), и узел учета тепловой энергии, включающий в себя тепловычислитель ВКТ-7 № 184897, который учитывает (фиксирует) объем тепловой энергии, потребленной нежилыми помещениями (офисами), расположенными в МКД (акты от 08.02.2018, от 13.10.2020 № 16/185). При этом согласно акту от 13.10.2020 № 16/185 узел учета с тепловычислителем ВКТ-7 № 184897 (нежилой части) введен в эксплуатацию совместно с узлом учета с тепловычислителем ВКТ-7 № 81111 (на жилую часть МКД), при этом врезка узла учета с тепловычислителем ВКТ-7 № 184897 выполнена до узла учета с тепловычислителем ВКТ-7 № 81111 (жилой части МКД).

Учитывая вышеизложенное, при проведении корректировки размера платы за коммунальную услугу отопление необходимо рассматривать данные узлы учета как совокупность средств измерений, применяя при расчетах объемы тепловой энергии, зафиксированные ВКТ-7 № 81111 и ВКТ-7 № 184897.

При этом ООО УК «Космос Плюс 1» при выполнении расчетов корректировки применялись лишь объемы тепловой энергии, зафиксированные узлом учета с тепловычислителем ВКТ-7 № 81111 (жилая часть МКД), а не сумма объемов тепловой энергии, определенной на основании показаний тепловычислителей ВКТ-7 № 81111 и ВКТ-7 № 184897, кроме того, не учитывался объем горячей воды, потребленной нежилыми помещениями в МКД, а также не учитывалась площадь указанных нежилых помещений.

Таким образом, при проведении корректировки размера платы за отопление собственникам жилых помещений в МКД, за период с января по май 2019 года ООО УК «Космос Плюс 1» была нарушена методика расчета корректировки, определенная Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила  № 354.

По факту выявленных в ходе проведения проверки нарушений ООО УК «Космос Плюс 1» выдано предписание.

Поскольку собственникам помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество во всем многоквартирном доме, необходимости в разделении потребления коммунального ресурса (нежилым и жилым помещениям) у управляющей компании при начислении платы за коммунальные ресурсы не имелось.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме (А33-16215/2021, А33-17347/2021, А33-17443/2021, А33-22961/2021).

Управляющие организации выступают в отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Работы должны быть выполнены УК независимо от наличия волеизъявления жильцов дома в целом для того, чтобы обеспечить содержание и техническое обслуживание дома на таком уровне, который гарантирует безопасность проживающих в нем лиц и сохранность жилого дома.

Сам по себе факт выявления строительных дефектов вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей застройщика и наличия у него обязанности по устранению допущенных нарушений в течение гарантийного срока не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей, установленных законодательством и договором управления многоквартирным домом, по содержанию общего имущества такого дома в надлежащем состоянии (А33-17347/2021).

Необходимость проведения капитального ремонта дома не снимает с организации осуществляющей обслуживание дома возложенных законом обязанности по выполнению работ и услуг, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, по проведению текущего ремонта в целях обеспечения безопасности проживающих и сохранения имущества в надлежащем, работоспособном состоянии до момента проведения капитального ремонта (А33-16215/2021, А33-17443/2021).

Доводы заявителя о том, что возложение на управляющую организацию обязанности по проведению работ, которые не предусмотрены договором управления и не утверждались общим собранием собственников помещений в доме, суд посчитал противоречащими закону, на основании следующего. Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации является одной из целей управления многоквартирным домом. Требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее - Правила № 170), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491(далее - Постановление № 491), носят императивный характер и не предусматривают возможности отказа в устранении вышеназванных нарушений при отсутствии соответствующего решения собрания собственников помещений многоквартирного дома (А33-22961/2021).

Показания индивидуального прибора учета, введенного в эксплуатацию, не могут применяться при начислении платы за электроснабжение, если указанный прибор учета установлен с нарушением требований законодательства (А33-14694/2021, А33-679/2021, А33-13765/2021).

В ходе проверки административным органом установлены следующие обстоятельства.

В жилом помещении потребителем установлен (в 2013 году) индивидуальный прибор учета электроэнергии заводской. Согласно гарантийному талону и паспорту срок очередной поверки ИПУ установлен через 16 лет (в 2029 году), то есть на момент проверки не наступил.

На основании изложенного административный орган пришел к обоснованному выводу, что собственником помещения выполнены обязанности по установке и вводу в эксплуатацию ИПУ электроэнергии, возложенные на него Федеральным законом от 23.11.2009 № 261- ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами № 354, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее-Положения № 442).

В ходе проверки Службой также установлено, что заявка (заявление) собственником жилого помещения на замену, установку прибора учета не подавалась. Документов, подтверждающих неисправность установленного в жилом помещении ИПУ, не представлено.

Вместе с тем, согласно акту допуска прибора учета в эксплуатацию от 13.12.2019, на опоре №21 гарантирующим поставщиком установлен и введен в эксплуатацию новый ИПУ. Информация о выполнении работ по демонтажу ИПУ в жилом помещении и снятии пломбы с ИПУ, установленного в жилом помещении, в акте от 13.12.2019 не отражена.

С учетом изложенного Служба пришла к выводу, что у заявителя отсутствовали основания устанавливать и вводить в эксплуатацию другой ИПУ, в связи с тем, что собственником жилого помещения выполнены обязанности по оснащению ИПУ электрической энергии.

Также административным органом установлено, что установка прибора учета на опоре произведена с нарушением требований п. 81(6) Правил № 354, а именно: в акте отсутствует время ввода прибора учета в эксплуатацию, что нарушает требования п. 81(6) Правил № 354.

По информации ПАО «Красноярскэнергосбыт», с 01.01.2020 к расчету принят ИПУ электроэнергии, установленный на опоре.

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, ссылаясь на нарушение заявителем обязательных требований ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 42, 81(6), 81(12) Правил № 354, п. 150 Положения № 442, в части осуществления начислений платы за электроснабжение исходя из показаний ИПУ, введенного с нарушением требований п. 81(6) Правил № 354, п. 150 Положения № 442, возлагает на Общество обязанность по осуществлению перерасчета за расчетные периоды январь, февраль 2020 с учетом показаний индивидуального прибора учета, установленного в жилом помещении; с текущего периода начисление выполнять исходя из показаний индивидуального прибора учета.

Направление уведомления о проведении проверки по электронной почте не противоречит требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, поскольку в силу положений часть 12 статьи 9 названного закона, лицо может быть уведомлено о проведении проверки иным доступным способом (А33-21445/2021).

Уведомление о проведении плановой проверки направлено по адресу электронной почты, в подтверждение чего в материалы дела представлены скриншоты, свидетельствующие о направлении указанного уведомления, а также о направлении приказа о проведении проверки. При этом направление указанных документов по электронной почте не противоречит требованиям Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ, поскольку в силу положений часть 12 статьи 9 названного закона, лицо может быть уведомлено о проведении проверки иным доступным способом.

Факт получения уведомления подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем. Таким образом, суд приходит к выводу, что административным органом соблюдена обязанность, установленная частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Судом поддержан вывод административного органа по вопросу возложения на ресурсоснабжающую организацию обязанности по произведению перерасчета платы за поставленный ресурс, в случае установления факта некачественной поставки ресурса на границу балансовой принадлежности (А33-6584/2021).

В ходе проведения проверки на границе эксплуатационной ответственности между организацией, предоставляющей коммунальные услуги по отоплению, и управляющей организацией выполнено измерение параметров теплоносителя. На момент проверки температура наружного воздуха 03.02.2021 в 14.00 ч. составила -16°С. В ходе произведенных замеров установлено, что давление на вводе во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома с чугунными радиаторами составила на подающем трубопроводе Р1 - 2.8 кгс/кв. см (0.275 Мпа), на обратном трубопроводе Р2 - 2.85 кгс/кв. см 0,280 Мпа). Перепад давления отсутствует.

В ходе проверки температура теплоносителя на вводе во внутридомовой системе отопления МКД составила: на подающем трубопроводе Т1 +54,3 °С, на обратном трубопроводе Т2 +42 °С (согласно представленного МУП «ПП ЖКХ №5 Стрелка» графика температурного режима 80-60 °С температура подачи при температуре наружного воздуха - 16°С должна составлять +56,8°С, температура обратки +45.9 ° С), что нарушает требования подпункта «а» пункта 31 Правил № 354.

Выявленные нарушения параметров теплоносителя повлекли нарушение требований п. 5.2.1. Правил № 170, а именно: для эксплуатации системы центрального отопления МКЛ не обеспечен перепад давления и требуемое давление (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы МКД, не обеспечено поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления МКД в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления.

Из анализа представленных документов установлено, что согласно Акту проверки качества теплоснабжения от 07.12.2020 на вводе в МКД, Акту о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества от 07.12.2020 температура теплоносителя 07.12.2020 в МКД составила +47°С (согласно температурному графику на отопительный сезон 2020-2021 годы при температуре наружного воздуха -8°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +50,1°С), вследствие чего в комнате (угловой) жилого помещения температура воздуха составила +15 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже + 22 °С), в кухне температура воздуха составила + 16 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже + 20 °С), что не соответствует установленным требованиям п. 15 части VI Приложения № 1 к Правилам № 354.

По результатам проверки составлен акт проверки, а также ресурсоснабжающей организации выдано предписание: организовать мероприятия необходимые для предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества в жилое помещение, выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества собственнику жилого помещения.

Включение в расчет платы конечным потребителям за горячее водоснабжение потерь, возникших в промежутке от границы раздела балансовой принадлежности до места установки прибора учета, противоречит нормам жилищного законодательства (А33-13359/2021).

В ходе проведения проверки административным органом установлено, что Общество производит начисление платы за коммунальный ресурс «горячая вода», потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с нарушением ч. 9.2 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а именно, при расчете размера платы за коммунальный ресурс горячее водоснабжение, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме УК включает потери в тепловых сетях, которые, в свою очередь, не фиксирует общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Также в ходе проведения проверки УК представлена информация, что указанный МКД не оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета холодной воды, что является нарушением подпункта «к» пункта 11 Правил № 491.

По результатам проверки составлен акт проверки, Обществу выдано предписание об устранении выявленного нарушения.

Согласно предписанию УК необходимо: произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии; обеспечить мероприятия по установке общедомового прибора учета холодной воды в МКД.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги, в том числе мероприятия по установке общедомового прибора учета холодной воды в МКД, считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Судом поддержана позиция административного органа в части выводов
о неправомерности выставления собственникам МКД дополнительной платы (дополнительно к размеру платы за жилое помещение) за работы, выполняемые в целях содержания общего имущества в доме, так как это противоречит ЖК РФ, Правилам № 491 (№ А33-18813/2021).

При проведении проверки установлено, что ТСЖ в платежных документах собственникам жилых помещений в МКД, выставлена плата за содержание и ремонт общего имущества для жилых домов с лифтами и мусоропроводом в общем размере - 22,02 руб./м2, в том числе: содержание общего имущества 10,57 руб./м2; текущий ремонт общедомового имущества - 9,43 руб./м2, управление МКД - 2,02 руб./м2, указанный размер платы утвержден протоколом внеочередного общего собрания членов ТСЖ.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в который в том числе включены работы выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифтов в многоквартирном доме.

При том, Службой установлено, что отдельно, дополнительной строкой собственникам МКД предъявляется плата за обслуживание лифта в размере 3,56 руб./кв.м., данный размер платы на общем собрании членов товарищества собственников жилья не утвержден, что является нарушением ст. 154 ЖК РФ, ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, ст. 158 ЖК РФ, ст. 144 ЖК РФ, ст.145 ЖК РФ, ст. 147 ЖК РФ, и. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 2, п. 33 Правил №491.

На основании вышеизложенного, Службой выдано предписание, согласно пункту 9 которого ТСЖ надлежит произвести перерасчет размера платы за обслуживание лифта в размере 3,56 руб./м2, предъявленный отдельной строкой в платежных документах, всем собственникам жилых помещений в МКД.

Структура платы за жилое помещение, установленная частью 2 статьи 154 ЖК РФ, не предусматривает возможность разделения ее на самостоятельные составляющие, то есть плата за обслуживание лифтов не может быть выделена отдельно. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифтов, являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества в доме.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение