Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Роль органа государственного жилищного надзора и лицензионного контроля в системе жилищных правоотношений на примере деятельности Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края

Создано: 31 Января 2019

Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба, административный орган) в рамках представленных полномочий осуществляет региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.  Важное место в рамках осуществления данной деятельности занимает проведение мероприятий направленных на выявление и пресечение нарушений при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам и пользователям жилых помещений на территории Красноярского края.

При этом основным инструментом реализации надзорных функций, возложенных на Службу, является выдача в адрес организаций, допустивших нарушения норм действующего законодательства, предписаний, направленных на устранение выявленных нарушений.

Вместе с тем, за прошедший год ряд указанных ненормативных правовых актов становились предметом оспаривания в Арбитражных судах, однако, судебными органами неоднократно подтверждалась законность предписаний, выданных Службой в отношении управляющих организаций. В связи с чем, рассмотрим наиболее распространенные нарушения, выявленные административным органом в 2018 году.

Нарушение порядка проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению при смене собственника жилого помещения в течение года корректировки. Постановлением Арбитражного суд Восточно-Сибирского округа от 11.09.2018 по делу №А33-17660/2017 поддержана позиция Службы, согласно которой, при указанной ситуации исполнитель проводит корректировку размера платы за коммунальные услуги по отоплению каждому потребителю за расчетные периоды в году корректировки, в которые у каждого потребителя возникали обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нарушение требований при начислении платы за содержание жилого помещения. В рамках рассмотрения дела № А33-4413/2018 Арбитражный суд поддержал позицию Службы о невозможности изменения в одностороннем порядке размера платы за содержание и ремонт жилых помещений без решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Так, указанным решением признано действительным предписание Службы, обязывающее управляющую организацию произвести перерасчет (сторнирование) платы, начисленной собственникам помещений многоквартирного дома по строке «Аварийные работы» в отсутствие соответствующего решения. Отмечаем, что при рассмотрении дела судами применена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010                        № 6464/10, согласно которой, определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является для управляющей организации предпринимательским риском.

Кроме этого, при рассмотрении дела № А33-12196/2018, Арбитражный суд Красноярского края, признавая законном предписания Службы, указал, что в силу закона решение вопроса об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома отнесено прежде всего к компетенции собственников помещений, при этом Жилищный кодекс Российской Федерации установлено также и требование к форме принятия такого решения: на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса.

Согласование порядка определения платы за содержание и ремонт управляющей компанией вне форм проведения общего собрания собственников, т.е. индивидуального с каждым отдельным собственником, исключая общее обсуждение вопроса и выработку совместного решения, в том числе в форме подписания договора управления, а тем более, проведение фактической корректировки принятого собранием решения путем его дополнения и уточнения содержания, действующее жилищное законодательство не допускает.

С учетом изложенного, само по себе включение управляющей компанией в заключенный с собственниками помещений договор управления условия, касающегося утверждения и определения размера платы за содержание и ремонт общего имущества, не заменяет предварительного обсуждения именно данного вопроса и принятия отдельного решения по нему собранием собственников помещений в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Применение неверного значения площади жилых и нежилых помещений, мест общего пользования многоквартирных домов при начислении платы за коммунальные ресурсы, предоставленные в целях содержания общего имущества, а также неверное определение объема тепловой энергии при осуществлении корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению.

Указанные вопросы являлись предметом рассмотрения арбитражного дела № А33-5889/2018, в связи с чем, в решении от 30.10.2018 судом поддержана позиция административного органа по обозначенным вопросов, выраженная в следующем.

Объем тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению определяется как разность  потребленной тепловой энергии за расчетный период по данным общедомового прибора учета и потребленной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; сведения  об общей площади помещений многоквартирного дома, размещенные в информационных систем  Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ, являются официальной информацией, которой надзорный орган должен руководствоваться при проведении проверки правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.

Помимо выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, Службой в качестве меры административного воздействия широко используется вынесение предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, которые применятся в случае наличия у административного органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований при условии отсутствия подтвержденных данных о причинении данными действиями вреда жизни и здоровью граждан.

Как показывает практика, в большинстве случаях данные предостережения исполняются управляющими организациями в установленный срок, что, в свою очередь, свидетельствует об эффективности данного инструмента.

Вместе с тем, если неисполнение требований Службы, направленных на соблюдение управляющими организациями норм действующего законодательства, носит регулярный характер, Служба при рассмотрении дел об административных правонарушениях ходатайствует перед судом о применении к должностным лицам данных управляющих организаций меры административного наказания в виде дисквалификации (лишении права осуществлять управление юридическим лицом). В связи с чем, указанная мера была применена к должностным лицам таких организаций как: ООО «КЛЕНОВЫЙ ДВОРИК» ООО УК «Комфортный дом», ООО УК «ОПТИМА СЕРВИС», ТСЖ «Искра-2003», МУП «Домоуправление».

Кроме этого, отмечаем, что в соответствии с частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе, в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В связи с чем, в случае наличия фактов систематического неисполнения предписаний Службы о соблюдении обязательных требований, подтвержденных решениями судов о привлечении по данным обстоятельствам управляющие организации к административной ответственности по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ, Службой будут приниматься меры по принудительному исполнению указанных предписаний, путем подачи в суд соответсвующих исковых заявлений.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение