Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Особенности начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества, исходя из показаний общедомовых приборов учета

Создано: 23 Сентября 2022 Обновлено: 23 Сентября 2022

С 1 января 2017 года плата граждан, проживающих вмногоквартирных домах (далее – МКД), управление которыми осуществляют управляющие организации, товарищества собственников жилья, недвижимости, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, за содержание жилого помещения включает в себя расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД (далее – СОИ).

Под такими коммунальными ресурсами понимаются: холодная, горячая вода, электрическая энергия, а также отведение сточных вод, используемыев целях надлежащего функционирования многоквартирного дома и его инженерных систем. Например, это та электрическая энергия, которая позволяет работать лифтам и осветительным приборам в подъездах и иных помещениях МКД, это вода, которая используется для уборки мест общего пользования в МКД, или для полива зеленых насаждений (клумб, газонов и т.д.), расположенных на придомовой территории МКД.

При этом отсутствие ресурсопотребляющего оборудования и устройств в составе общего имущества в МКД не свидетельствует о полном отсутствии потребления коммунальных ресурсов при СОИ, поскольку такое потребление может происходить в ходе выполнения тех или иных работ, связанных с содержанием общего имущества (например, потребление холодной воды и отведение стоков при ежегодной промывке внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения, либо после замены внутридомовых сетей тепло- и водоснабжения), а также в виде технологически неизбежных потерь электрической энергии, холодной воды, горячей воды во внутридомовых инженерных системах многоквартирных домов.

Так, если в МКД предоставляется коммунальная услуга по водоотведению, то собственники помещений в доме помимо предоставляемой непосредственно в их жилое или нежилое помещение коммунальной услуги оплачивают и коммунальные ресурс – отведение сточных вод, потребляемый в целях СОИ, независимо от того, имеются ли, к примеру, непосредственно в подъездах специальные технические сливы для воды, используемой при уборке мест общего пользования, так как водоотведение может использоваться для содержания общего имущества не только в описанном виде, но и, как указано выше, при отводе технической воды, использованной для вышеуказанной промывки системы отопления МКД, или же на иные нужды.

Таким образом, если в МКД предоставляются коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, электроснабжению и водоотведению, то жители МКД также несут расходы на оплату соответствующего ресурса, который потребляется в целях СОИ.

С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях СОИ.

До указанной даты порядок расчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях СОИ в МКД, прямо регулировался частями 9.2 и 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), согласно которым размер таких расходов граждан подлежал определению в случае отсутствия в МКД коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов (далее – ОДПУ) – исходя из утвержденных нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях СОИ, а при наличии ОДПУ – также исходя из нормативов, но с последующим проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однако порядок указанного перерасчета не был установлен, в связи с чем, организации, управляющие МКД, производили начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях СОИ, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных ресурсов вне зависимости от наличия или отсутствия в рассматриваемом многоквартирном доме ОДПУ коммунальных ресурсов и, как следствие, учитываемых ими объемов потребления коммунальных ресурсов.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях СОИ для МКД на территории Красноярского края в настоящее время утверждены приказом Минпрома Красноярского края от 04.12.2020 № 14-41н. До декабря 2020 года данные нормативы были утверждены постановлением Правительства Красноярского края от17.05.2017 № 271-п.

Исключения из данного порядка составляли случаи принятия собственниками помещений в МКД на их общих собраниях предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решений об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребленных в целях СОИ:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потреблённых в целях СОИ, с проведением перерасчета размера такой платы исходя из фактических показаний ОДПУ;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по фактическим показаниям ОДПУ.

При принятии перечисленных решений в силу статьи 7 ЖК РФ для расчета платы граждан за коммунальные ресурсы, потребленные в целях СОИ, в зависимости от оснащенности МКД ОДПУ по аналогии применялся порядок и формулы, установленные для расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (далее – ОДН), пунктами 44, 48 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), поскольку специальных формул расчета платы за коммунальные ресурсы на СОИ жилищное законодательство до 01.09.2022 не предусматривало.

Стоит отметить, что коммунальные ресурсы, потребленные в целях СОИ, и коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, не являются тождественными понятиями. Плата за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, начисляется собственникам помещений только в тех МКД, где действует непосредственный способ управления домом, или же способ управления не выбран, либо выбранный способ не реализован, и расчет ее размера регламентирован Правилами № 354.

Применительно к формированию стоимости коммунальных ресурсов: холодная и горячая вода, электроэнергия, потребленных в целях СОИ, объемы таких ресурсов должны были определяться управляющими МКД организациями исходя из:

-        показаний ОДПУ соответствующих коммунальных ресурсов;

-        начисленных ответственными исполнителями собственникам всех жилых помещений в МКД объемов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению, которые в свою очередь определяются по показаниям индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ), переданным собственниками данных помещений, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом количества проживающих граждан (при отсутствии у собственников установленных ИПУ, или показаний таких ИПУ);

-        начисленных ресурсоснабжающими организациями                 собственникам всех нежилых помещений в МКД объемов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжения, которые также определяются либо по показаниям ИПУ, либо по нормативам;

-        площади всех находящихся в собственности граждан и организаций помещений в МКД;

-        площади того или иного помещения, для которого производится расчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях СОИ.

При этом применяемые при начислении платы собственникам жилых и нежилых помещений в МКД суммарные объемы потребления коммунальных услуг вычитались из объемов потребления соответствующего коммунального ресурса, который был определен по показаниям ОДПУ. Затем, получившийся в результате расчета вышеуказанной разницы объем ресурса, потребленного в МКД именно на СОИ, распределялся и предъявлялся собственникам помещений в МКД к оплате пропорционально доли их помещения в общей площади жилых и нежилых помещений в МКД.

В свою очередь, плата собственников помещений в МКД за коммунальный ресурс – отведение сточных вод, потребленный в целях СОИ, должна была определяться в зависимости от степени оснащенности дома ОДПУ сточных вод, а также холодной и горячей воды:

  1. при наличии в МКД ОДПУ сточных вод – исходя из показаний такого ОДПУ в порядке, аналогичном вышеописанному для холодной, горячей воды и электрической энергии, потребленных в целях СОИ;
  2. при отсутствии в МКД ОДПУ сточных вод, но наличии в доме одновременно ОДПУ холодной и горячей воды и их показаний – исходя из рассчитанных по таким показаниям вышеописанным способом суммарных объемов потребления в МКД холодной и горячей воды в целях СОИ;
  3. при отсутствии ОДПУ сточных вод и отсутствии ОДПУ холодной и (или) горячей воды – только исходя из утвержденного норматива потребления данного вида ресурса в целях СОИ.

Следовательно, в случае принятия собственниками помещений в МКД на их общем собрании вышеуказанных решений о способе определения расходов на оплату потребленных в целях СОИ коммунальных ресурсов, размер рассматриваемой платы, не являлся фиксированной величиной и мог быть, как выше, так и ниже размера, рассчитанного по нормативу, поскольку находился в прямой зависимости от объемов индивидуального потребления коммунальных услуг во всех помещениях МКД и объемов, зафиксированных ОДПУ.

Таким образом, при исправном техническом состоянии ОДПУ, инженерных сетей в МКД то, сколько помещений в МКД оснащены ИПУ, насколько достоверно собственники помещений в МКД передают показания своих приборов учета, либо, при их отсутствии, информацию о количестве фактически проживающих в квартире гражданах, оказывает значительное влияние на размер платы всех собственников помещений в МКД за коммунальные ресурсы, потребленные в целях СОИ.

Вместе с тем Правительство РФ постановлением от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление
№ 92), которым в том числе внесены вступившие с 01.09.2022 в силу изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), и иные нормативные акты, определен порядок вышеуказанного перерасчета.

В частности, с сентября 2022 года перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях СОИ, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к Правилам № 491:

а) по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях СОИ, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом;

б) при прекращении управления многоквартирным домом лицом, его осуществляющим, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях СОИ, за последний месяц представления собственникам помещений в МКД к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения;

в) при принятии общим собранием собственников помещений в МКД предусмотренного частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решения, при этом величина перерасчета, произведенного за период, прошедший со дня предыдущего перерасчета, учитывается при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях СОИ, за последний месяц действия предыдущего способа определения размера расходов на оплату данных коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

В свою очередь, указанная выше формула перерасчета, предусматривает расчет разницы между совокупной платой за потребленный в целях СОИ коммунальный ресурс, определенной исходя из фактических показаний ОДПУ за период перерасчета, и той суммарной платой, что была начислена в течение периода перерасчета, исходя из норматива, либо среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

Стоит обратить внимание, что при проведении предусмотренного Правилами № 491 перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях СОИ, которые были начислены, исходя из нормативов, либо среднемесячных объемов потребления (если соответствующее решение было принято общим собранием собственников), в соответствии с действующей с 01.09.2022 редакцией названных правил объем фактического потребления коммунальных ресурсов: холодной, горячей воды и электрической энергии, за период перерасчета определяется исходя из показаний ОДПУ коммунальных ресурсов в том же порядке, что приведен выше.

Плата же за коммунальный ресурс – отведение сточных вод, потребленный в целях СОИ, с учетом изменений, внесенных в Правила № 354 и 491 Постановлением № 92, в настоящее время должна определяться при отсутствии в МКД ОДПУ сточных вод, как сумма объемов потребления в целях СОИ холодной и горячей воды, которые могут определяться, как исходя из соответствующих ОДПУ, так и исходя из нормативов. Таким образом, наличие в рассматриваемой ситуации и ОДПУ холодной воды и ОДПУ горячей воды не является обязательным условием для определения объемов отведения сточных вод в целях СОИ на основании объемов холодной и горячей воды, также потребленных в целях СОИ. При наличии ОДПУ сточных вод объем коммунального ресурса, как и прежде, надлежит определять по показаниям такого прибора учета.

Наряду с этим, Постановлением № 92 также урегулированы случаи, когда определяемый исходя из показаний ОДПУ объем потребления коммунального ресурса в целях СОИ составляет отрицательную величину. При возникновении данного обстоятельства размер платы за такой коммунальный ресурс в соответствующем расчетном периоде принимается равным нулю, а размер расходов за коммунальный ресурс в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), уменьшается на указанную величину.

Принимая во внимание вышеизложенное, Служба рекомендует организациям, осуществляющим управление МКД, подробно ознакомиться с изменениями в Правила № 491, 354, вступившими в силу с 01.09.2022, и формулами расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях СОИ, в частности.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение