Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО
Расчет платы за ЖКУ
Примеры платежных поручений

Общий анализ нарушений, выявленных административным органом в 2018 году, при проверках начисления платы за жилищно-коммунальные услуги

Создано: 31 Января 2019 Обновлено: 01 Февраля 2019

В 2018 году отделом надзора за порядком начисления платы за коммунальные услуги (далее – отдел) проведено 1548 проверочных мероприятия в отношении организаций, осуществляющих начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, выявлено 1115 нарушений требований действующего законодательства. Общая сумма денежных средств, которая была возвращена гражданам, по результатам проверочных мероприятий составила 77,2 млн. рублей.

К основным выявленным нарушениям, которые допускали организации, осуществляющие начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (управляющие организации, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации) в 2018 году относятся:

- порядок проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу отопление, которая предусмотрена действующим законодательством, в том числе при смене собственника жилого помещения  (применялись некорректные объемы тепловой энергии на отопление (данные о показаниях общедомового прибора учета не соответствовали данным отчетов о суточных параметрах теплоснабжения), применялись неверные площади в расчетах, в связи с отсутствием актуальных данных о площадях в МКД, в том числе о нежилых помещениях в МКД, в расчет не включались данные о площадях нежилых помещений, предъявлялась корректировка платы собственнику жилого помещения за период, когда жилое помещение  находилось  в собственности предыдущего собственника);

- выставление платежных документов с начислением платы за  коммунальные услуги в отсутствие на то оснований (отсутствие сведений о многоквартирных домах в реестре лицензий на право управления ими организациями-лицензиатами, отсутствие у организаций-лицензиатов, товариществ собственников жилья, заключенных с ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку в многоквартирные дома коммунальных ресурсов);

- порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества  (применялись некорректные площади МКД, отсутствовали актуальные данные о площадях в МКД, при расчетах не учитывались данные общедомовых приборов учета в случаях принятия решений общим собранием собственников помещений в МКД об учете фактических показаний общедомовых приборов учета, а также при расчете платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества за период с января по май 2017 года);

- отсутствие перерасчета и изменения размера платы за коммунальные услуги, в случае их предоставления гражданам ненадлежащего качества;

- отсутствие в платежных документах для внесения платы за коммунальные услуги информации, предусмотренной действующим законодательством (общий объем каждого вида коммунальных ресурсов за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме и т.д.)

- установление платы за содержание общего имущества в МКД (при отсутствии протоколов общих собраний собственников в МКД, подтверждающих установление применяемой платы за содержание общего имущества, а также применение платы, установленной для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма);

- отсутствие перерасчета платы за содержание общего имущества при оказании услуг по содержанию  ненадлежащего качества (в частности, при выходе из строя  общедомовых приборов коммунальных ресурсов);

- задолженность перед ресурсоснабжающими организациями по договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

- нарушение сроков предоставления информации, связанной с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги,  по запросам граждан;

- нарушение процедуры уведомления потребителей при  приостановлении предоставления коммунальной услуги в связи с задолженностью;

- нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги в жилом помещении (отсутствие актов ввода индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, отсутствие расчета платы по среднемесячному объему в случаях отсутствия  показаний индивидуальных приборов учета.

По мнению Службу, наличие указанных нарушений обусловлено частым изменением жилищного законодательства, противоречием позиций Арбитражных судов и судов общей юрисдикции различных регионов Российской Федерации по вопросам, связанным с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги, а также, отсутствием однозначного правового регулирования ряда институтов жилищного права. Вместе с тем, управляющими организациями в достаточной мере не осуществляется систематизация жилищного законодательства, мониторинг судебной практики по актуальным вопросам правоприменения, а также анализ нарушений, ранее выявленных административным  органом в деятельности указанных организаций. В свою очередь, данные обстоятельства приводят к ошибкам при принятии управленческих решений относительно толкования и применения норм жилищного законодательства, что является немаловажным фактором, способствующим совершению вышеперечисленных  нарушений.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в 2018 году по сравнению с 2017 годом общее количество нарушений со стороны организаций, осуществляющих начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, уменьшилось. В первую очередь, это связано с проведением Службой многочисленных мероприятий, направленных на профилактику нарушений. С целью единообразного толкования действующего жилищного законодательства, в рамках обозначенного направления,  Службой систематически проводятся консультации, обучающие семинары, круглые столы для управляющих, ресурсоснабжающих организаций и органов местного самоуправления.

Кроме этого, Службой в качестве меры административного воздействия широко применяется вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, что как показывает практика, стимулирует управляющие организации к соблюдению норм действующего законодательства.

В завершении отметим, что в ходе анализа обращений граждан, поступивших в 2018 году, не малая часть потребителей в случае возникновения спорных вопросов относительно начисления платы за жилищно-коммунальные услуги предварительно не обращались в управляющие или ресурсоснабжающие организации для урегулирования ситуаций и получения пояснений по существу вопросов. При этом ряд нарушений, о наличии которых сообщается гражданами, носит непреднамеренный и малозначительный характер. Таким образом, управляющим организациям необходимо предпринимать активные меры, направленные на совершенствование деятельности по взаимодействию с советами многоквартирных домов и непосредственно гражданами, что в свою очередь приведет к возможности оперативного устранения спорных ситуаций и нарушений. 

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros