Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Создано: 30 Ноября 2015 Обновлено: 04 Декабря 2015

В последнее время произошли существенные изменения в жилищном законодательстве. Рассмотрим наиболее важные из них.

Важнейшим изменением жилищного законодательства является введение обязательного лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемого органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.

С 1 мая 2015 года предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляться только на основании лицензии на ее осуществление.

Требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами не распространяется на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы.

Одними из основных лицензионных требований в числе прочих является наличие у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата, соблюдение соискателем лицензии требований к раскрытию информации о деятельности по управлению многоквартирными домами.

При этом проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, осуществляется в форме квалификационного экзамена.

Лицензия выдается на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации, принимаемого по мотивированному предложению лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) дополнили нормами, определяющими порядок принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии, порядок ведения реестров, содержащих сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензиатах, порядок осуществления органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации лицензионного контроля, порядок аннулирования, прекращения действия лицензии.

Введены нормы, предусматривающие административную ответственность для лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, а также за осуществление указанной деятельности без лицензии.

В рамках осуществления лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами существенная роль отведена органам местного самоуправления, а именно предусмотрена обязанность по информированию участников жилищных правоотношений о решениях, принимаемых органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации в отношении лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, в рамках осуществления деятельности по лицензированию; созыву общих собраний собственников помещений многоквартирных домов по вопросу выбора способа управления; проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации, деятельность которой соответствует лицензионным требованиям.

Также внесены изменения в порядок непосредственного управления многоквартирными домами. Теперь управлять домом непосредственно, то есть без создания юридического лица и заключению договора управления можно в многоквартирном доме, количество квартир в котором не превышает тридцати. Ранее ограничение по количеству квартир при непосредственном управлении многоквартирным домом составляло не более шестнадцати (статья 161 ЖК РФ).

Кроме того в ЖК РФ введены нормы регламентирующие проведение общих собраний собственников помещений, так в ЖК РФ закреплено, что помимо прочих вопросов, на общем собрании собственников помещений может рассматриваться вопрос о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией общего собрания собственников помещений.

Ранее такое полномочие не было отдельно оговорено в ЖК РФ, однако на практике расходы по подготовке и проведению собрания, инициируемого собственником помещений, оплачивались инициатором по его созыву в соответствии со сметой документально подтвержденных расходов, либо не оплачивались вовсе. Теперь закон прямо закрепил возможность финансирования организационных расходов на общем собрании.Далеко не все жильцы соглашались оплачивать подобные услуги, руководствуясь тем, что организаторы не вправе собирать плату с остальных собственников помещений. В итоге возникали судебные споры, где суд также сталкивался с правовой неопределенностью в этой сфере.

Также внесены изменения в области регулирования правоотношений собственников помещений с советами многоквартирных домов. Дома в которых созданы советы многоквартирных домов, также получили расширение полномочий. Теперь на общем собрании собственников помещений можно принимать решения о наделении такого совета полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Также расширены полномочия председателя совета многоквартирного дома, в том числе узаконена выплата вознаграждения членам совета многоквартирного дома и его председателю (пункт 8.1 статьи 161 ЖК РФ).

Одной из основных новелл жилищного законодательства является введение новой формы проведения общего собрания собственников. В ЖК РФ теперь появилась новая статья 44.1, согласно которой существует три формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме: очная, заочная и очно-заочная.

Ранее законом предусматривались только две формы проведения собрания: очная (путем совместного присутствия) и заочная (путем предоставления бланков решений в указанный период). При этом обязательным условием для заочного собрания являлось предварительное проведение очного собрания. В случае если на очном собрании кворум не был набран, назначалось проведение заочного собрания.

Содержание новой формы определено в частью 3 статьи 47 ЖК РФ, а именно: сначала собственники должны в очном порядке обсудить вопросы повестки дня. Затем собственникам выдаются бюллетени для голосования, назначается срок и место для передачи бюллетеней членам счетной комиссии. Таким нововведение законодатель предполагает сэкономить время и трудозатраты на проведение общего собрания собственников в многоквартирном доме.

Одним из нововведений является установка новых сроков и порядка проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Законом введено дополнение: если сроки и порядок общим собранием не определены, то годовое общее собрание должно проводиться в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом.

Кроме того общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные только к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (статьи 44 ЖК РФ).

Важным нововведением является придание протоколу общего собрания собственников помещений, решениям собственников статуса официального документа, в связи с тем что они влекут за собой определенные юридические последствия.

Бюллетени голосования и протоколы ранее не являлись официальными документами, чем пользовались мошенники в жилищной сфере. Ранее за подделку данных документов также привлекали к уголовной ответственности, однако необходимо было доказать, что подделка документов была направлена на незаконное извлечение прибыли.

Теперь подделка протоколов и бюллетеней наказуема по факту совершения данного деяния, вне зависимости от материальных последствий.

Претерпела изменения статья 176 ЖК РФ, которая регламентирует процедуру открытия и закрытия специального счета.

Согласно новой редакции статьи кредитная организация не вправе отказать в заключении договора на открытие и ведение специального счета в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме определили данную кредитную организацию для открытия специального счета.

Также, установлена обязанность владельца специального счета осуществлять контроль за соответствием кредитной организации требованиям, установленным Центральным Банком Российской Федерации. В случае если кредитная организация, в которой открыт специальный счет, перестает соответствовать указанным требованиям, владелец специального счета обязан уведомить в течение пятнадцати дней с момента размещения информации Центральным банком Российской Федерации в письменной форме собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также вправе инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной кредитной организации.

В случае если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе иной кредитной организации в установленный срок, а также в случае неполучения копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созванного в связи с необходимостью принятия решения о выборе иной кредитной организации владелец специального счета самостоятельно определяет кредитную организацию через 2,5 месяца и в течение пятнадцати дней открывает специальный счет с уведомлением собственников помещений в многоквартирном доме, органов государственного жилищного надзора об открытии нового специального счета.

В целом освещенные изменения жилищного законодательства направлены на повышение качества предоставляемых услуг, развитие конкуренции на рынке жилищных услуг, а также оптимизацию механизмов взаимодействия и контроля и за деятельностью управляющих организаций.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение