Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО

Расчет платы за ЖКУ

Примеры платежных поручений

Осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

Сравнительно недавно жилищное законодательство претерпело значительные изменения в части управления многоквартирными домами (далее – МКД), а именно с 01.05.2015 Федеральным законом от 21.07.2014          № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ) введено лицензирование деятельности управляющих организаций, действующих на основании договора управления.

Теперь наличие лицензии является обязательным условием для осуществления деятельности по управлению МКД.

Предоставлением лицензий занимаются органы государственного жилищного надзора (далее - лицензирующий орган), чтобы получить лицензию, соискатель представляет в лицензирующий орган заявление с приложением необходимых документов. (ч. 1 ст. 194 ЖК РФ).

Лицензия действует только на территории субъекта РФ, органом государственного жилищного надзора которого она выдана (ч. 4 ст. 192 ЖК РФ).

Согласно п. 5 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение о лицензировании), заявление соискателя лицензии должно быть составлено в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - Закон № 99-ФЗ).

За предоставление лицензии уплачивается  государственная пошлина, которая в соответствии с пп. 134 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 30 000 руб.

Чтобы получить лицензию, соискатель должен удовлетворять лицензионным требованиям, перечисленным в ст. 193 ЖК РФ:

- регистрация соискателя лицензии в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя на территории РФ;

- наличие у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

- отсутствие у должностного лица управляющей организации неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики (любой тяжести), а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие (в любых сферах);

- отсутствие информации о должностном лице управляющей организации в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также в реестре дисквалифицированных лиц;

- отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю;

- соблюдение соискателем требования к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 162 ЖК РФ (то есть обеспечить свободный доступ к информации о деятельности по управлению МКД в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731). Это требование не распространяется на соискателей лицензии, не приступивших к управлению домами.

Все остальные лицензионные требования действуют и в отношении только что созданных юридических лиц.

Остановимся кратко на экзамене. Чтобы претендент был допущен к экзамену, информации о нем не должно быть в реестре дисквалифицированных лиц (ч. 4 ст. 202 ЖК РФ). Плата за прием экзамена не взимается (ч. 3 ст. 202 ЖК РФ).

Порядок проведения экзамена, перечень вопросов, порядок определения результатов экзамена, порядок выдачи, аннулирования аттестатов, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов утверждены Приказом Минстроя России от 05.12.2014 № 789/пр. Он предусматривает 200 вопросов с тремя вариантами ответа, один из которых является верным. На экзамене претенденту случайным образом выбирают 100 вопросов, правильно ответить нужно минимум на 86. В перечне есть вопросы на знание жилищного и трудового законодательства, законодательства в сфере энергосбережения, строительных норм и правил и даже санитарно-эпидемиологических требований, правил пожарной безопасности, норм об административной ответственности и т.д.

Согласно ч. 6 ст. 202 ЖК РФ аттестат выдается на пять лет.

Лицензирующий орган рассматривает заявление соискателя лицензии в течение 30 рабочих дней (ч. 1 ст. 194 ЖК РФ). Основаниями, по которым может быть отказано в предоставлении лицензии, являются следующие:

- невыполнение лицензионных требований;

- недостоверная или искаженная информация в заявлении соискателя и (или) прилагаемых к нему документах.

По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора направляет мотивированное предложение для лицензионной комиссии о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. На основании данного предложения комиссия принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

В связи с осуществлением лицензирования деятельности по управлению МКД предусмотрено ведение соответствующих реестров:

- Реестр дисквалифицированных лиц, который ведет Минстрой РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, на основе информации, представляемой органом государственного жилищного надзора.

- Реестр лицензий субъекта РФ.

- Сводный федеральный реестр лицензий (данные для его ведения представляют органы государственного жилищного надзора субъектов РФ).

Согласно ч. 4 ст. 195 ЖК РФ сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в Интернете. Исключение - сведения, доступ к которым ограничен законодательством РФ.

Важно, расширение перечня лицензионных требований внесло некоторую ясность в вопросы применения мер административной ответственности.

В частности невыполнение предписания об устранении нарушения лицензионных требований влечет административную ответственность согласно ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ (установлены очень жесткие санкции).

Непосредственно за выявленное нарушение лицензионных требований также грозит суровое наказание (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ).

При этом в случае привлечения управляющей организации и ее должностных лиц к административной ответственности надлежит руководствоваться положениями КоАП РФ о вине:

- юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ);

- должностное лицо привлекается к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Подводя итоги, можно констатировать, что в 2014 году был ужесточен жилищный надзор и контроль. Введенные лицензионные требования направлены на то, чтобы вытеснить с рынка управления МКД недобросовестных управляющих. Введение лицензирования деятельности по управлению МКД в конечном итоге имеет целью повышение качества результатов этой деятельности.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros