Квалификационный экзамен

ekzamen
Порядок обращения с ТКО
Расчет платы за ЖКУ
Примеры платежных поручений

Изменения в экологическом законодательстве в 2018г. Новые правила сбора и переработки отходов

Создано: 18 Марта 2019 Обновлено: 18 Марта 2019

Одна из актуальных и назревших тем в области обращения с отходами в России — это переход всех субъектов страны на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Необходимость в данной реформе давно назрела. Способ захоронения отходов на полигонах, который использовался до сих пор, не решает проблему с мусором и образующимися свалками. Полигонов как в стране в целом, так и в Красноярском крае, до сих пор не хватает, они заполняются очень быстро. Новые правила предполагают строительство в России множества новых мусороперерабатывающих комплексов и полигонов для складирования мусора.

Во всем мире работа с отходами — прибыльный бизнес. Ведь отходы почти на 50 процентов состоят из полезных компонентов. Их надо отбирать, затем производить из них продукцию вторичной переработки. Уже сегодня закон запрещает захоронение определенных видов вторичных ресурсов.              Согласно распоряжению Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р в 2017 году был введен запрет на захоронение отходов цветных и черных металлов, некоторых опасных отходов. К 2018 году список пополнился запретом захоронения бумаги, картона, мешков, пакетов, ПЭТ (термопластика), полиэтилена, стеклянной тары, шин и покрышек, камер и т.д. Пока система сбора этих компонентов только формируется. Но некоторые строительные организации в городе Красноярске уже с 2018 года занимаются сортировкой отходов на стройках. Например, стройплощадки «ГСК «Красстрой» во время проведения отделочных работ на Объектах оборудуются специальными емкостями для сбора пластика, пленки, полиэтилена и отдельными емкостями для временного складирования упаковочной бумаги, картона.

Ежегодно на стройплощадках края образуется сотни тысяч тонн отходов строительства. Этот объем еще больше вырастает при сносе старых, ветхих строений. Поэтому для уменьшения объема захоронения отходов строительного производства необходимо сразу на площадке разбирать, и сортировать металл, дерево, стекло, бетон, различное оборудование, чтобы в дальнейшем переработать их и пустить на строительство новых домов и дорог, на обустройство пешеходных дорожек.

В законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дается новое понятие процесса сбора отходов. Теперь оно уточнено и «привязано» к лицу, которое непосредственно занимается обработкой отходов, их утилизацией, обезвреживанием и размещением. Раньше указывалось, что сбор отходов — это только их прием от организаций и физлиц для дальнейшего обращения отходов. Так же с 2019 года нет жесткой привязки их временного складирования к специальным площадкам, обустроенным в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. Теперь накоплением будет считаться складирование отходов на срок не дольше 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации, обработки, и т.д., невзирая на характер места их накопления. Уточнено понятие «отходов от использования товаров». С 01.01.19г. таковыми признаются отходы, которые образовались после потери товарами, их упаковкой, частично либо полностью своих потребительских качеств. В старой редакции закона, чтобы перевести товар в состав отходов необходимо было, чтобы единовременно с утратой потребительских свойств выполнялось одно из следующих условий:

- складирование данных товаров должно было происходить в месте сбора отходов;

- либо они передавались по договору или в соответствии с законами РФ тому лицу, которое занимается обработкой, утилизацией отходов;

- либо собственник товаров иным образом отказывался от права собственности на них, в том числе выбрасывал их.

Теперь же для признания товара отходом с 01.01.19г. достаточно, чтобы он только потерял полностью или частично свои качества, интересные потребителю.

Так же в 2019 году внесены существенные изменения в нормирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. В соответствии со ст. 3 Федеральный закон N 219-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2019 года в ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» внесены изменения в части установления нормативов образования отходов. Согласно внесенных изменений нормативы образования отходов с 2019 года будет устанавливаться только для субъектов 1 и 2 категории. Для организаций и предприятий иных категорий в законе предусмотрена отчетность, а для объектов 4 категории отчетность сдавать не нужно.

Исходя из утвержденных Правительством РФ Критериев, при постановке на государственный учет объект НВОС (объекты негативного воздействия на окружающую среду) в зависимости от степени воздействия на окружающую среду подлежит отнесению к одной из четырех категорий:

- I категория - объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

- II категория - объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

- III категория - объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

- IV категория - объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Объекты, которые не соответствуют ни одной из категорий согласно утвержденным Критериям, не подлежат государственному учету. При этом образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к какой-либо из категорий, в связи с чем у организаций, которые не осуществляют самостоятельное размещение отходов и не оказывают иные виды негативного воздействия (например, школы, детские сады, офисы и т.д.), отсутствует обязанность по постановке объектов на учет.

Еще одним важным понятием, введенным в законодательство об охране окружающей среды, является термин "наилучшая доступная технология" (далее - НДТ). Наилучшие доступные технологии призваны снизить негативное воздействие на окружающую среду и распространяются на хозяйственную и (или) иную деятельность, технические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В настоящий момент перечень областей применения НДТ установлен Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий». С формальной точки зрения, основной целевой аудиторией НДТ являются предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов I категории, как наиболее опасных и оказывающих значительное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем необходимо понимать, что внедрение НДТ не ставится в прямую зависимость от категории эксплуатируемого объекта, а определяется, в первую очередь, исходя из вышеуказанных областей применения.

В связи с этим, например, начиная с 1 января 2020 года будет отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, если данный объект относится к объектам НВОС и входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы (п. 2 ст. 38 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, внедрение НДТ должно быть осуществлено еще до постановки объекта НВОС на государственной учет и присвоения ему категории.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Вопрос-ответ

vopros