Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обзор правоприменительной практики за 2021 год по делам об административных правонарушениях, выявленных при осуществлении регионального государственного строительного надзора

Создано: 08 Февраля 2022

1) В 2021 году в службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба) зарегистрировано 466 дел об административных правонарушениях в области градостроительной деятельности, из которых:

- по строительным составам 194 (включая 156 протоколов, составленных государственными инспекторами Службы по результатам осуществления регионального государственного строительного надзора и 38 дел, возбужденных органами прокуратуры и направленных в Службу для рассмотрения и принятия процессуальных решений за нарушения градостроительной деятельности, из которых 23 дела в отношении лиц, осуществлявших капитальный ремонт многоквартирных домов);

- по судебным составам 272 протокола, составленных по результатам осуществления регионального государственного строительного надзора.

Из 466 выявленных правонарушений, дела об административных правонарушениях возбуждены по следующим статьям КоАП РФ:

- по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ – 103;

- по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ – 2;

- по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ – 19;

- по ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ – 22;

- по ч. 3 ст. 9.5 КоАП РФ – 3;

- по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ – 32;

- по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ – 14;

- по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ – 9;

- по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ – 245;

- по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 16;

- по ст. 19.7 – 1.

В 2021 году Службой применена практика привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ - несвоевременное представление в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, органов местного самоуправления Красноярского края за несвоевременное направление в Службу документов, направление которых предусмотрено частью 15 статьи 51 и частью 13 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Так, решением от 24.12.2021 мирового судьи судебного участка № 22 Емельяновского района Красноярского края МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» признано виновным в не направлении в Службу в установленный              частью 15 статьи 51 ГрК РФ трехдневный срок со дня выдачи разрешения на строительство копии такого разрешения и привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

В 2021 году подконтрольными субъектами допускались нарушения:

- обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) – 105 протоколов по ст. 9.4 КоАП РФ (в 2020 году - 114);

- установленного порядка строительства, реконструкции объекта капитального строительства, ввода объекта в эксплуатацию – 76 протоколов по ч. 1, 2, 3, 5 ст. 9.5 КоАП РФ (в 2020 году – 69), из них, за нарушения, связанные с несоблюдением сроков направления извещений о начале строительства – 22 протокола по ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ, за нарушения, связанные с эксплуатацией объектов капитального строительства без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – 32 протокола по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ;

- невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – 245 протоколов по ст. 19.5 КоАП РФ (в 2020 году – 54);

- воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) повлекшие невозможность проведения или завершения проверки – 9 протоколов по ст. 19.4.1 КоАП РФ (в 2020 году – 1).

К числу злостных нарушителей, неоднократно препятствующих государственным инспекторам Службы в проведении проверок в 2021 году, относятся, например, такие юридические лица, как: ООО «Малахит», ООО «СтройАрт».

В частности, решением мирового суда ООО «Малахит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

2) В указанный период Службой рассмотрено 192 дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением градостроительной деятельности, по которым приняты следующие процессуальные решения:

- в виде предупреждения по 108 делам;

- в виде административных штрафов по 73 делам на общую сумму
2 126 700 руб.;

- прекращено 10 дел по следующим основаниям:

по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием события административного правонарушения – 6 дел, в том числе по 2 делам, поступившим из органов прокуратуры по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ;

по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения – 1 дело, поступившее из органов прокуратуры по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ;

по ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения – 3 дела.

Основным видом административного наказания, применяемого Службой в рассматриваемом периоде, являлось предупреждение, применяемое только за правонарушения, характеризуемые совокупностью следующих условий: совершены впервые и не привели к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных некоммерческими организациями, субъектами малого и среднего предпринимательства, Службой применялась норма статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающая замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностным лицом Службы, рассматривающим дела об административных правонарушениях, назначалось наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составлял не менее ста тысяч рублей (в отношении юридических лиц: ООО УК «Времена года» по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ; ООО «Бирюса Плюс» по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ).

3) Из 272 протоколов, направленных в суды в 2021 году, из судебных органов в Службу поступили судебные акты по 212 делам об административных правонарушениях, по которым приняты следующие решения:

- в виде административных штрафов по 207 делам на общую сумму 1 791 000 руб., из которых:

192 дела по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ – 1 219 000 руб.;

10 дел по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 442 000 руб.;

4 дела по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ – 80 000 руб.;

1 дело по ч. 3 ст. 9.5 КоАП РФ – 50 000 руб.;

- в виде предупреждения по 1 делупо ст. 19.7 КоАП РФ;

- о прекращении производства по 4 делам, из которых:

по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ – 1
по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ;

по основанию, предусмотренному ч. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности административного правонарушения – 2 дела
по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ;

по основанию, предусмотренному ч. 7 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – 1 дело по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

В 2021 году Арбитражным судом Красноярского края рассмотрены жалобы на постановления Службы, поступившие из органов прокуратуры по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, дело № А33- 7234/2021; ООО «Солгон» по ч. 1 ст. 9.5.1, дело № А33-18276/2021; ООО «Бирюса Плюс» по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, дело № А33-27045/2021.

По результатам рассмотрения, Арбитражным судом Красноярского края отказано в признании незаконными решений административного органа о привлечении к административной ответственности.

4) В течение 2021 года Службой осуществлялся контроль за исполнением вынесенных должностными лицами Службы постановлений о привлечении к административной ответственности и оплатой административных штрафов привлеченными лицами.

За несвоевременную оплату административных штрафов Службой применялись меры административного воздействия, предусмотренные ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, а также меры принудительного взыскания в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 «229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Так, в 2021 году в Главное управление ФССП России по Красноярскому краю для возбуждения исполнительных производств направлено 22 исполнительных документа – постановления по делам об административных правонарушениях, предусматривающих административное наказание в виде штрафов.

В указанный период, в счет оплаты административных штрафов по постановлениям, вынесенным Службой в предыдущие периоды и в 2021 году, поступило добровольно от лиц, привлеченных к административной ответственности и от органов принудительного исполнения – 1 996 932,88 руб.

Во исполнение протокола рабочей встречи Службы и Главного управления ФССП России по Красноярскому краю от 28.04.2018, с целью своевременного исполнения судебными приставами-исполнителями исполнительных производств, возбужденных по исполнительным документам Службы, в Главное управление ФССП по Красноярскому краю в течение 2021 года ежеквартально направлялись запросы о предоставлении информации об исполнении исполнительных производств за предыдущие годы и за 2021 год.

По результатам анализа полученной информации в Главное управление ФССП по Красноярскому краю направлены письма о необходимости принятия исчерпывающих мер, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», по исполнению
9-ти исполнительных производств, возбужденных в 2021 году по исполнительным документам Службы, по которым исполнительные действия в установленные сроки не завершены.

Кроме того, с целью понуждения должников к исполнению постановлений Службы, в отношении злостных неплательщиков судебными приставами Главного управления ФССП России по Красноярскому краю применялись меры принудительного взыскания в виде запрета регистрационных действий в отношении их транспортных средств.

5)По результатам обобщения и анализа правоприменительной практики в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора Службой выявлен ряд наиболее часто встречающихся в 2021 году нарушений обязательных требований при строительстве, реконструкции объектов, проверка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора.

Типичные нарушения, выявляемые Службой при проведении проверок:

- отсутствие надлежащего входного контроля;

- нарушения организации строительного производства;

- нарушения требований проектной документации;

- неудовлетворительная организация строительного контроля;

- низкий уровень документирования результатов строительного контроля;

- нарушения по качеству выполненных строительно-монтажных работ, использование строительных материалов, не соответствующих проектной документации;

- нарушения по организации строительной площадки.

Нарушения обязательных требований при осуществлении строительного контроля.

Общие требования к осуществлению строительного контроля устанавливаются статьями 52 и 53 ГрК РФ.

Наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований, допускаемые при осуществлении строительного контроля:

- нарушения при проведении входного контроля строительных материалов, конструкций и изделий, связанных с несоответствием применяемых материалов и изделий при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обязательным требованиям и проектной документации;

- нарушения при ведении общего журнала учета выполнения работ;

- нарушение операционного контроля за соблюдением обязательных требований (сводов правил и др.), в результате применения которых обеспечивается безопасность зданий и сооружений, в том числе противопожарных, санитарно-эпидемиологических и экологических обязательных требований и требований, предусмотренных проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы;

- осуществление функций строительного контроля при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также освидетельствование скрытых работ и ответственных конструкций проводится неуполномоченными лицами в нарушение требований части 2 статьи 52 ГрК РФ.

Нарушения в части организации строительного производства, строительной площадки:

- складирование стройматериалов в местах, не предусмотренных проектной документацией;

- расположение въездов/выездов, бытовых вагончиков и пр. не соответствует стройгенплану;

- частично отсутствует ограждение строительной площадки, существующее ограждение не оборудовано защитным козырьком;

- отсутствует ограждение котлована;

- арматура не защищена от атмосферных осадков, складирование выполняется без укрывного материала или навеса;

- строительная площадка не оборудована пунктом мойки колес;

- захламление стройплощадки строительным мусором.

Нарушения требований проектной документации, нарушения по качеству выполненных строительно-монтажных работ, использование строительных материалов, не соответствующих проектной документации:

Пожарная безопасность:

- в общих коридорах на путях эвакуации размещается оборудование (шкафы пожарных кранов и приборы отопления), выступающее из плоскости стен на высоте менее 2,0 м;

- в лестничных клетках размещаются отопительные приборы на высоте менее 2,2 м от площадок и проступей;

- ступени в лестничных клетках выполняются различной высотой и шириной;

- нарушаются геометрические параметры путей эвакуации (ширина лестничных маршей и площадок, ширина эвакуационных выходов и проходов в свету);

- не устанавливаются устройства для самозакрывания на противопожарных дверях;

- на полипропиленовых трубах в местах пересечения конструкций с нормируемым пределом огнестойкости (перекрытий) не устанавливаются противопожарные муфты;

- устройства для открывания окон лестничных клеток располагаются на высоте более 1,7 метра от площадки;

- не обеспечиваются противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями.

Санитарно-эпидемиологические требования:

- устанавливаются нерегулируемые вентиляционные решетки;

- в лечебных учреждениях, школах, детсадах, физкультурно-оздоровительных комплексах используются отделочные материалы не в соответствии с проектом (не моющиеся, не подлежащие дезинфекции);

- в помещениях первых этажей жилых зданий отсутствуют системы отопления для равномерного прогрева поверхности полов;

- открывание окон не соответствует проектным решениям;

- не устанавливаются приточные клапана;

- не подтверждено соответствие оборудования и (или) покрытия детских игровых площадок требованиям технического регламента в форме сертификации или декларирования соответствия;

- озеленение выполняется в меньшем объеме, чем предусмотрено проектной документацией.

Инженерные системы:

- не соответствие применяемых материалов трубопроводов, тепловой изоляции проектной документации;

- не соответствие способа соединения трубопроводов (резьбовое соединение, сварные соединения), воздуховодов (направление болтовых соединений, герметичность) проектным решениям;

- не соответствие конструкции герметичной перегородки на вводе инженерных сетей проектной документации либо ее отсутствие;

- не соответствие количества и наименований запорно-регулирующей арматуры, монтируемых на инженерных системах проектному решению;

- не соответствие применяемых материалов при устройстве гильз в местах прохода трубопроводов инженерных систем через строительные конструкции (либо их отсутствие), также отсутствие (не соответствие материала) заполнения зазоров между трубопроводами и гильзами проектной документации.

Электроснабжение:

 - сети аварийного освещения (в местах общего пользования, по электротехническому стояку для питания силовых щитов) соединены и проложены совместно с силовой сетью;

-  расположение электротехнического оборудования и электрических изделий в помещениях выполняется в отступление от проектной документации;

- установленные автоматические выключатели в электрических щитах в помещениях выполняется в отступление от проектной документации;

- в местах прохода проводов и кабелей через стены, межэтажные перекрытия с нормированным пределом огнестойкости не выполняется монтаж кабельных проходок.

Строительно-монтажные работы:

- замена материалов (утеплителей, гидроизоляции) фундаментов, цокольных этажей, НВФ, кровли иных производителей, не предусмотренных проектными решениями;

- изменение объемно-планировочных решений (перепланировка на стадии строительства) в жилых помещениях многоквартирных домов;

- конструкции внутренних стен и перегородок выполняются из материалов, не предусмотренных проектной документацией;

- нарушения при устройстве кирпичной кладки (толщина швов, перевязка, не проектное армирование);

- установка глухих створок при монтаже оконных блоков, замена марки и толщины стеклопакетов.

С целью устранения выявленных нарушений подконтрольным субъектам в 2021 году государственными инспекторами Службы выдавались предписания, за неисполнение которых составлено 245 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Кроме того, составлено 105 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 9.4 КоАП РФ - нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Основными причинами, отрицательно влияющими на качество и безопасность строительства, реконструкции объектов капитального строительства является систематически повторяющиеся нарушения требований проектной документации (технических регламентов) и вследствие организации строительного производства - отсутствие системного подхода застройщика и подрядчика к организации строительства, нацеленного на качество и безопасность строительства, реконструкции объекта капитального строительства, формальная организация строительного, производственного, входного контроля поставляемых на строительную площадку строительных материалов (изделий), экономия средств на содержание строительных площадок, применение неквалифицированной рабочей силы, недостаточный профессионализм и компетентность инженерно-технического персонала.

В целях недопущения возникновения нарушений обязательных требований застройщикам необходимо осуществлять работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией, в том числе:

- осуществлять контроль качества применяемых строительных материалов, включающий в себя входной, операционный и приемочный контроль. При поступлении на строительную площадку строительных материалов, изделий и конструкций необходимо проводить их осмотр на соответствие установленным обязательным требованиям, в том числе требованиям проектной документации;

- осуществлять контроль за своевременным ведением исполнительной документации и до завершения процедуры освидетельствования скрытых работ, не допускать выполнение последующих работ;

- обеспечивать устранение выявленных нарушений и не допускать продолжение выполнения работ до составления актов об устранении выявленных нарушений согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ.

Для соблюдения порядка строительного контроля технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, исключить возможность делегирования своих полномочий по ведению строительного контроля лицам, в отношении которых этот контроль осуществляется.

Работы по договорам о строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором в соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

При наличии в проектной документации обязательных требований по проведению испытаний строительных конструкций на соответствие их требованиям технических регламентов необходимо обеспечить исполнение проведения испытаний до проведения контроля за безопасностью строительных конструкций согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ.

В случаях, если выполнение последующих работ осуществляется более чем через шесть месяцев после проведения контрольных мероприятий (испытания строительных конструкций), необходимо повторно проводить мероприятия по контролю с составлением соответствующих актов согласно части 6 статьи 53 ГрК РФ.

В соответствии с утвержденной в Службе Программой профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора на 2019-2021 годы,в 2021 году проведена работа, направленная на предупреждение нарушений индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований, в том числе подготовлены и размещены на сайте следующие материалы:

- Обзор практики осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с частью 1.1 статьи 54 ГрК РФ за первое полугодие 2021 года;

- Обзор несчастных случаев, произошедших в 2021 году на строящихся объектах капитального строительства, расположенных на территории Красноярского края;

- Обобщение практики наиболее часто выявляемых ОНС-3 нарушений проектной документации, качества строительных работ при проведении проверок по поднадзорным объектам капитального строительства на территории Красноярского края;

- Обобщение практики наиболее часто выявляемых ОНС-3 нарушений требований пожарной безопасности при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства на территории Красноярского края;

- О надлежащем содержании ограждений строительных площадок;

- Строительный контроль, членство в СРО, специалисты по организации строительства. Часто встречающиеся нарушения градостроительного законодательства и способы их предотвращения;

- Профилактика нарушений обязательных требований, проводимая отделом ОНС-3 среди подконтрольных субъектов, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на территории Красноярского края.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение