Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Обзор административной практики Службы за 9 месяцев 2021 года по делам об административных правонарушениях в части регионального государственного строительного надзора

Создано: 22 Октября 2021

1) За 9 месяцев 2021 года в службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба) зарегистрировано 481 дело об административных правонарушениях, из которых:

- по строительным составам 156 (включая 122 протокола, составленные по результатам проверок государственными инспекторами Службы по линии государственного строительного надзора; 34 дела, возбужденные органами прокуратуры и направленных в Службу для рассмотрения и принятия процессуальных решений за нарушения градостроительной деятельности);

- по судебным составам 325 (включая 184 протокола, составленных по результатам осуществления государственного строительного надзора; 141 протокол, составленный по результатам проверок антиковидных мер).

Из них возбуждались дела об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП РФ:

- по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ – 88;

- по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ – 2;

- по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ – 12;

- по ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ – 17;

- по ч. 3 ст. 9.5 КоАП РФ – 3;

- по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ – 11;

- по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ – 24;

- по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ – 5;

- по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ – 165;

- по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 13;

- по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ – 141.

2) В указанный период Службой рассмотрено 153 дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением градостроительной деятельности, по которым приняты следующие процессуальные решения:

- в виде предупреждения по 92 делам;

- в виде административных штрафов по 54 делам на общую сумму 1 850 700 руб.;

- прекращено 7 дел по следующим основаниям:

по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием события административного правонарушения (4 дела);

по ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения (3 дела).

Основным видом административного наказания, применяемого Службой, является предупреждение, применяемое только за правонарушения, характеризуемые совокупностью следующих условий: совершены впервые и не привели к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных субъектами малого и среднего предпринимательства, Службой применялась норма статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающая замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

3) Из 325 протоколов, направленных в суды за 9 месяцев 2021 года, из судебных органов в Службу поступили судебные акты по 190 делам об административных правонарушениях, по которым приняты следующие решения:

- в виде административных штрафов по 111 делам на общую сумму 1 095 000 руб., из которых:

97 дел по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ – 575 000 руб.;

8 дел по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – 360 000 руб.;

6 дел по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ – 160 000 руб.;

- в виде предупреждения по 53 делам за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ;

- о прекращении производства по 20 делам по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях должностных лиц состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

За 9 месяцев 2021 года Арбитражным судом Красноярского края рассматривалось 2 жалобы на постановления Службы:

- прокуратуры Кировского района г. Красноярска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Решением суда от 19.05.2021 по делу № А33-7234/2021 постановление оставлено без изменения;

- ООО «Солгон» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ. Решением суда от 28.09.2021 по делу № А33-18276/2021 постановление оставлено без изменения.

4) Кроме того, за 9 месяцев 2021 года в Главное управление ФССП России по Красноярскому краю для возбуждения исполнительных производств направлен 21 исполнительный документ – постановления по делам об административных правонарушениях, предусматривающие административное наказание в виде штрафов.

Также, в указанный период, в счет оплаты административных штрафов по постановлениям, вынесенным Службой в предыдущие периоды и в 2021 году, поступило от лиц, привлеченных к административной ответственности и от судебных приставов 1 331 606,25 руб.

Во исполнение протокола рабочей встречи Службы и Главного управления ФССП России по Красноярскому краю от 28.04.2018, с целью своевременного исполнения судебными приставами-исполнителями исполнительных производств, возбужденных по исполнительным документам Службы, в Главное управление ФССП по Красноярскому краю на постоянной основе направляются запросы о предоставлении информации о результатах проведенных исполнительных действий по исполнительным производствам, возбужденным по исполнительным документам Службы.

По результатам анализа полученной информации в Главное управление ФССП по Красноярскому краю направляются письма о необходимости принятия исчерпывающих мер, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», по исполнению исполнительных производств, возбужденных по исполнительным документам Службы, по которым исполнительные действия не завершены.

5) Анализ составов административных правонарушений в строительстве (статьи 9.4, 9.5 КоАП РФ), выявленных государственными инспекторами Службы, свидетельствует о том, что наибольшее количество нарушений, допущенных подконтрольными субъектами за 9 месяцев 2021 года, связано с нарушением обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов или изделий, что явилось основанием для составления государственными инспекторами Службы 90 протоколов по ч. 1 и ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.

Среди наиболее часто допускаемых подконтрольными субъектами нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.4 КоАП РФ, в рассматриваемом периоде являются следующие:

  • Нарушения требований проектной документации, например:

- не соблюдается шаг вертикальной рабочей арматуры выпусков стен;

- при устройстве перегородок применяются материалы, не предусмотренные проектной документацией;

- при устройстве кирпичной кладки не соблюдено заполнение швов раствором на всю толщину;

- в местах крепления кирпичной кладки наружных стен к внутренним монолитным стенам арматурные стержни местами отсутствуют либо забурены в монолитную стену с длинной выпуска менее предусмотренной проектом;

- выполнена приемка монолитных конструкций колонн и плит перекрытия из бетона марки по морозостойкости, не предусмотренной проектной документацией для изготовления монолитных конструкций колонн, плит перекрытий;

- оконные блоки повсеместно имеют отклонения по горизонтали (перекос более 10 мм на длину блока);

- строительные конструкции смонтированы не по проекту;

- не выполнена раздельная прокладка кабельных линий, питающих разные квартиры от этажного щитка;

- в перекрытии смещены вентиляционные отверстия (находятся внутри помещения кухни), при этом выполнена основная вентиляционная шахта, в кухню выведен вентиляционный канал;

- при укладке блоков (внутренней версты наружных стен и конструкций внутренних стен) не полностью заполняются швы между блоками, в кладке присутствуют пустоты;

- присутствуют полости, в которых не в полном объеме заполнены швы между перекрытием и наружной стеной;

- бытовой городок расположен за границами строительной площадки, при этом проектом не предусмотрено использование временно отводимых земельных участков;

  • Нарушения по качеству строительно-монтажных работ, например:

- нарушения вертикальности кирпичной стены лестничной клетки;

- нарушения технологии кирпичной кладки: отсутствует перевязка утеплителя многослойной кирпичной кладки, отсутствуют связи в многослойной кладке;

- применение строительных материалов, не предусмотренных проектной документацией;

- не выполнены устья в вентиляционных каналах;

- при выполнении соединительных узлов металлоконструкций (двутавров и профилей квадратного сечения) выполнено только сварное соединение вместо предусмотренного проектной документацией соединения с помощью болтов и сварки;

- нарушения технологии укладки бетона, а именно: не соблюдена продолжительность перерыва между укладкой смежных слоев бетонной смеси, бетонная смесь уложена не горизонтальными слоями, с разрывом;

  • Нарушения по организации строительной площадки, например:

- отсутствуют ограждения строительных площадок;

- отсутствует ограждение опасных зон (лестничные марши, винтовые шахты);

- выполнены работы по устройству котлована с вертикальными стенками выше 3 м, отсутствует крепление стенок котлована;

- отсутствует защитное ограждение котлована;

- арматура не защищена от атмосферных осадков, складирование выполняется без укрывного материала или навеса;

- отсутствие защитных ограждений в опасных зонах на этажах, при этом доступ на этажи не ограничен;

- осуществляется захламление территории строительной площадки объекта отходами строительного производства;

  • Нарушения в документах, связанных с выполнением работ, например:

- не заполнены разделы общего журнала работ;

- не представлены специальные журналы: журнал бетонных работ, журнал сварочных работ;

- не представлены, оформленные в установленном законодательством порядке: паспорта, сертификаты и/или иная документация, удостоверяющая качество применяемых на объекте свай; журнал входного контроля и приемки продукции, изделий, материалов и конструкций на строительной площадке; акты освидетельствования скрытых работ по устройству гипсокартонных перегородок с приложением исполнительной схемы и паспортов используемых материалов; акты освидетельствования скрытых работ на демонтажные работы.

  • Нарушения в части проведения строительного контроля, например:

- не обеспечен строительный контроль подрядчика при проверке соблюдения последовательности и состава технологических операций при строительстве объекта капитального строительства: при устройстве кирпичной кладки не соблюдено заполнение швов раствором на всю толщину;

- не обеспечен строительный контроль застройщика при приемке ответственных конструкций (стен, пилонов, плит перекрытия): подписан акт освидетельствования ответственных конструкций и акты освидетельствования скрытых работ с приложением протокола испытания бетона, в выводе которого указано, что «прочность бетона на представленных образцах не соответствует проектной», при этом в акте освидетельствования ответственных конструкций отсутствуют сведения о проведении повторного испытания или принятии мер по устранению нарушения;

- не обеспечен строительный контроль технического заказчика при выполнении работ по устройству проемов: в дверных проемах стен из ПГП с шириной более 800 мм не выполнена установка арматурного стержня в качестве перемычки.

С целью устранения выявленных нарушений, подконтрольным субъектам в рассматриваемом периоде выданы предписания, за неисполнение которых государственными инспекторами составлено 165 протоколов об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ с направлением в судебные органы для рассмотрения и принятия процессуальных решений.

За неисполнение предписаний об устранении нарушений обязательных требований, из судебных органов в Службу поступило 97 постановлений о назначении наказания по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа на общую сумму 575 000 руб.

6) Для сокращения нарушений градостроительного законодательства в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство, должно выполнять ряд обязательных требований в соответствии со статьями 52, 53 ГрК РФ, постановлениями Правительства Российской Федерации, руководящих документов Ростехнадзора, а именно:

- усилить строительный контроль при выполнении строительно-монтажных работ;

- осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов;

- в соответствии с частью 5.2 ст. 52 ГрК РФ в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ после получения разрешения на строительство объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения таких изменений в соответствии с частями 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ обязаны направлять их в органы государственного строительного надзора;

- обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда;

- своевременно осуществлять строительный контроль не только со стороны лица, осуществляющего строительство (подрядчика), но и со стороны самого застройщика;

- обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов;

- обеспечивать ведение исполнительской документации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006, РД-11-05-2007);

- выполнять в соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, только с привлечением индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до устранения выявленных нарушений, составления актов об устранении нарушений и направления в орган государственного строительного надзора извещения об устранении выявленных нарушений;

- извещать своевременно орган государственного строительного надзора об изменении сроков окончания работ, завершения работ, подлежащих проверке, указанных в программе проведения проверок.

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение