Квалификационный экзамен

ekzamen
Оплата (возврат) платежей

Виртуальный консультант

Телеграм канал

Новые подходы к осуществлению надзорной деятельности

Создано: 31 Мая 2021

13 января 2021 года на совещании Президента с членами Правительства подчеркнута важность реформы контрольной (надзорной) деятельности.

«Плановые проверки должны быть минимальными и основанными на управлении рисками, то есть должны проводиться на тех предприятиях, где эти проверки могут и должны предотвращать ущерб жизни, здоровью граждан либо окружающей среде».

                                                Президент России В. Путин

01.07.2021 вступает в силу закон кардинально меняющий подходы контрольно-надзорной деятельности - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-фз), а 26.05.2021 Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который направлен на реализацию реформы контрольно-надзорной деятельности и вносит изменения в 132 отраслевых федеральных закона, которыми установлены разные виды федерального и регионального государственного контроля и надзора, а также муниципального контроля. По мнению законодателей, поправки позволят реализовать регуляторную гильотину в полной мере.

Вступающий в силу 248-фз о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле носит унифицированный характер, направлен на упрощение и стандартизацию процедур для разных видов контроля.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона о контроле, теперь под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований (НОТ), осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики НОТ, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению выявленных НОТ, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

На законодательном уровне закреплена прямая норма по применению риск-ориентированного подхода. Теперь выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры будут зависеть от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования, установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими данный вид деятельности. Соответственно, чем выше категория риск, тем чаще и тщательнее надо проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ). Т.е. под каждый вид контрольно-надзорной деятельности будет разработана система рисков, из применения которой и будут осуществляться все контрольно-надзорные и профилактические мероприятия.

Ранее, 31 декабря 2020 г. принято постановление Правительства № 2428 о порядке формирования ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Постановлением предусматривается, что проведение плановых контрольных мероприятий допускается на основании управления рисками. В ежегодный план могут быть включены только объекты контроля, которые отнесены к той или иной категории риска, за исключением категории низкого риска. Объект контроля может быть включен в план при окончании периода времени, прошедшего после проведения предыдущего контрольного мероприятия, или после появления объекта контроля. Вместе с тем, в ряде видов отраслевого надзора плановые проверки вообще исключаются.

В законе закреплено, что контрольно-надзорный орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) относит объекты контроля к одной из категорий риска (п. 1 ст. 23 Закона№ 248-фз). Таких категорий выделено шесть – от чрезвычайно высокого до низкого, при этом обязательно установление не менее 3 категорий риска, в том числе с низким риском. Статьей 24 Закона № 248-фз определен порядок отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска и выявления индикаторов риска НОТ.

До 01.01.2022 планируется утвердить положения о видах регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 4 ст. 98 Закона № 248-фз). С 01.07.2021 начнется формирование единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Реестр должен быть введен в эксплуатацию до 01.01.2022 (п. 5 ст. 98 Закона № 248-ФЗ).

Чем ниже категория риска, тем реже объект контроля будет попадать в ежегодный план. Если добросовестный предприниматель улучшит, то есть уменьшит категорию риска для своего предприятия, то ранее запланированная плановая проверка будет перенесена на следующие годы. Напротив, если в течение года произойдет увеличение категории риска для объекта контроля, такой рост может быть учтен только при формировании ежегодного плана на следующий год.

А в случае, если применительно к тому или иному виду контроля не предусмотрено осуществление плановых проверок, с учетом риск ориентированного подхода будут осуществляться иные контрольные и профилактические мероприятия.

Во исполнение норм закона № 248-ФЗ Правительством РФ 30 декабря 2020 г. принято постановление «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 482». Система досудебного обжалования реализуется в рамках ГИС ТОР КНД.

Подать жалобу в досудебном порядке можно будет только в электронном виде через Единый портал госуслуг и аналогичные региональные порталы. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы (ч. 1 ст. 40 и ч. 7 ст. 43 Закона).

Закон № 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

Закон № 248-фз закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным (ч. 1 ст. 8 Закона). Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:

меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования (ст. 48 Закона);

самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований (ст. 51 Закона);

профилактический визит — беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их (ст. 52 Закона).

Снижение количества проверок планируется не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Таких как:

мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу (ст. 68 Закона). В остальном эти два мероприятия похожи;

выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству (ст. 69 Закона);

инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет (ст. 70 Закона);

выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов (ст. 75 Закона).

Закон содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. (ч. 1 ст. 65 и гл. 14 Закона). Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролирующего органа нет возможности:

- удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в  объяснениях, полученных от контролируемого лица;

- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития от 31.03.2021 № 151 (зарегистрирован в Минюсте РФ 31.05.2021) утверждены типовые формы документов, используемых контрольным (надзорным) органом, которые применительно к своему виду контроля(надзора) с учетом особенностей данного вида (надзора) будут применять контрольные органы.

Сокращение сроков проведения проверок

Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72 и ч. 7 ст. 73 Закона). Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

 В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 89ст. 91 Закона № 248-ФЗ).Закон также определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия.

Ну и самое главное, должен измениться менталитет инспектора. Законодатель подводит к тому, что вся деятельность контролирующего органа должна быть направлена не на гонку за показателями количества выявленных нарушений, выданных предписаний, возбужденных административных производств и наложенных административных штрафов, а на оказание содействия государству в организации и поддержания в отрасли здорового предпринимательского климата через систему превентивной и профилактической работы.

В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:

- проведенных контрольных мероприятий;

- выявленных нарушений;

- лиц, привлеченных к ответственности;

и т.д.

По мнению законодателя это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).

Комментарии

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение