Особенности контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов

Создано: 31 Августа 2020 Обновлено: 07 Сентября 2020
Начиная с 01.07.2018г., в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным  законом N 175-ФЗ в  Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ  "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", изменены способы привлечения денежных средств при строительстве многоквартирных. 
Так, законодатель предусмотрел возможность привлечения  денежных средств участников долевого строительства только двумя способами: наиболее привычным для всех -  на основании договора участия в долевом строительстве, который на практике получил наибольшее распространение, а также за счет паевых взносов пайщиков жилищно-строительных кооперативов, которые осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее – Закон № 161-ФЗ), или созданы в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Законом Красноярского края от 11.12.2012 N 3-854  "Об установлении категорий граждан и оснований их включения в списки граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов"  определены категории граждан, которые в соответствии с пунктом 92 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов (далее – ЖСК), предусмотренных частью 5 статьи 165 Закона № 161-ФЗ.
В члены кооперативов могут быть приняты:
- граждане, для которых работа на должностях педагогических работников в краевых государственных или муниципальных образовательных организациях является основным местом работы;
- граждане, для которых работа на должностях врачей и среднего медицинского персонала в краевых государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения является основным местом работы;
- граждане, для которых работа на должностях работников культуры, искусства и кинематографии в краевых государственных или муниципальных учреждениях культуры является основным местом работы;
- граждане, для которых работа на должностях работников в краевых государственных организациях социального обслуживания граждан является основным местом работы.
При условии:
- наличия общего стажа работы на указанных должностях не менее 5 лет;
- в случае не предоставление ранее заявителю и членам его семьи земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве собственности или аренды после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- если гражданин не реализовал право на приобретение стандартного жилья в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
- если гражданин является нуждающимся в жилом помещении.
Ранее, в 2015-2016г.г. ЖСК «Радиосвязь», созданный в соответствии с Законом № 161-ФЗ, завершил строительство 4-х многоквартирных домов  по ул. Елены Стасовой в г. Красноярске. ЖСК «Берег» созданный в соответствии с Законом № 161-ФЗ, в 2017г.  завершил строительство 2-х многоквартирных домов  по ул. Академика Киренского в г. Красноярске.
Разрешения на строительство многоквартирных домов другим кооперативам, созданным в соответствии с Законом № 161-ФЗ на территории края, не выдавались.
Жилищно-строительные кооперативы, созданные в рамках банкротства застройщика, имеют свои особенности и специфику.
Так жилищно-строительные кооперативы за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Законом № 161-ФЗ, не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
Членами ЖСК, созданного в рамках банкротства застройщика, являются участники строительства застройщика-банкрота, которые проголосовали на собрании участников строительства, проведенного в соответствии с требованиями ст.ст.201.10, 201.12 Закона № 127-ФЗ, о создании ЖСК.
Особенности организации и деятельности ЖСК установлены статьей 123.1 Жилищного кодекса РФ.
С 25.09.2019 на ЖСК возложены обязанности по размещению информации в Единой информационной системе жилищного строительства:
1) количество членов жилищно-строительного кооператива.
А также  реестр своих членов, содержащий следующие сведения:
- фамилия, имя и (при наличии) отчество члена жилищно-строительного кооператива или в случае, если членом жилищно-строительного кооператива является юридическое лицо, наименование юридического лица;
- определение в соответствии с проектной документацией конкретного жилого помещения, право собственности на которое приобретает член жилищно-строительного кооператива в случае выплаты паевого взноса полностью;
- размер вступительных и паевых взносов в отношении каждого члена жилищно-строительного кооператива.
2) разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены жилищно-строительного кооператива;
3) права жилищно-строительного кооператива на земельный участок, в том числе реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок, сведения о собственнике земельного участка (в случае, если жилищно-строительный кооператив не является собственником земельного участка), кадастровый номер и площадь земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, сведения об элементах благоустройства;
4) местоположение строящегося многоквартирного дома и его описание, подготовленное в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство;
5) количество жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, описание технических характеристик таких жилых помещений в соответствии с проектной документацией, а также изменение указанной информации в случае внесения в проектную документацию соответствующих изменений;
6) предполагаемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома.
На сегодняшний день в крае действуют только четыре ЖСК, созданных в рамках реализации процедур банкротства застройщиков из числа участников строительства застройщиков-банкротов.
Два из них (ЖК «Комплекс» и ЖСК «Павлова, 27») осуществляют достройку по одному дому каждый. Планируемый срок достройки – 2021 год.
ЖСК «Светлый» в июне 2020 г. завершил строительство многоквартирного дома в пер.Светлогорский, 6 в г. Красноярске, а ранее многоквартирного дома  по ул. Партизана Железняка, 26 в г. Красноярске и после передачи квартир пайщикам будет ликвидирован, либо преобразован в жилищный кооператив.
ЖСК «ЖСК-1» завершил строительство 4-х многоквартирных домов, из 10-ти, переданных в ходе банкротства застройщика ООО «Стройтехника». В отношении оставшихся 6-ти объектов, ЖСК «ЖСК-1» обратился в ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (далее – Фонд) для решения вопроса о выплате членам ЖСК возмещения в порядке, установленном статьей 13.3 Федерального закона от 29.07.2017  № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 218-ФЗ).
Решение вопроса о выплате возмещения пайщикам ЖСК «ЖСК-1» вынесено на рассмотрение Наблюдательного совета Фонда. Принятие решения Наблюдательным советом Фонда планируется до конца 2020 г.
В связи с изменением законодательства, регулирующего вопросы удовлетворения требований участников долевого строительства, полагаем, 
что в дальнейшем удовлетворение прав участников строительства при банкротстве застройщиков будет осуществляться либо путем выплаты участникам строительства возмещения, либо путем достройки многоквартирных домов региональным Фондом или другим застройщиком в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ. Практика создания и деятельности ЖСК в стране в целом и в Красноярском крае в частности в силу  своей специфики и ограничений, свидетельствует о невостребованности создания ЖСК как способа удовлетворения требований участников строительства при банкротстве застройщика или привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости.
На территории края контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ осуществляется службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. По окончании строительства многоквартирного дома и получения разрешения на его ввод в эксплуатацию в отношении жилищно-строительных кооперативов Службой осуществляется государственный жилищный надзор в порядке, предусмотренном статьей 20 ЖК РФ.

Комментарии

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить обращение

login lk

Контактная информация

Contact info

Мобильное приложение
Виртуальный консультант